Другие знаменитые люди из рода Селевкидов

Сайт создан в системе uCoz
Таблица
Главная страница

Птолемей Селевк

(греко-египетский астролог I в. н.э.)

Работал в Риме. Давал астрологические консультации людям из самых высших слоев общества. Тацит характеризовал его как амбициозного и неразборчивого в средствах астролога, который только благодаря своей искусности добился влиятельности и мощи. Птолемей Селевк упоминается также у Светония, Плутарха и Ювенала. Он был любимым астрологом Отона, но после назначения последнего наместником Лузитании в 58 г. Птолемей Селевк остался в Риме. Вскоре он добился расположения Поппеи Сабины, которая в 62 г. стала женой императора Нерона. После смерти Поппеи в 65 г. Птолемей Селевк отправился в Лузитанию к своему бывшему покровителю. Еще в былые времена он обещал Отону, что тот переживет Нерона, а теперь объявил, что вскоре он станет императором. Обнадеженный Отон начал вести подготовку к политическому заговору. Летом 68 г. Нерон умер, и заговор вошел в активную фазу. В январе 69 г. Птолемей Селевк достиг вершины своего влияния на дела в Римской империи. Заговорщики четко следовали указаниям Птолемея Селевкa, действуя или, наоборот, пережидая согласно его расчетам. 15 января 69 г. Отон действительно стал императором. Однако его правление было весьма недолгим. Потерпев поражение в битве при Бедриаке против своего соперника Вителлия, Отон покончил с собой 16 апреля того же года. О дальнейшей судьбе Птолемея Селевка ничего неизвестно. Вителлий, придя к власти, издал указ, согласно которому все астрологи должны покинуть Рим и Италию до 1 октября 69 г. Птолемей Селевк, видимо, был в числе этих изгнанников.

Селевк (астроном)

(античный философ и астроном ок. 190 г. до н. э. — ?)

Античный философ и астроном. Родился в городе Селевкия на реке Тигр (Вавилония). Известен как сторонник гелиоцентрической системы мира, предложенной Аристархом Самосским. По свидетельству Плутарха, если Аристарх предложил гелиоцентрическую систему как математическую гипотезу, то Селевк дал ее физическое обоснование. Кроме того, Селевк обнаружил связь приливов с фазами Луны и сделал вывод, что приливы вызываются действием Луны. Как пишет Аэций (псевдо-Плутарх), Селевк полагал, что обращение Луны тормозит вращение Земли, вследствие чего воздух между этими двумя телами отклоняется и падает в Атлантический океан, соответственно возбуждая там волны, которые, по его мысли, и являются приливными волнами. Эта теория очень далека от современной теории приливов; замечательно, однако, что и в современной теории доказывается, что приливное взаимодействие между Землей и Луной приводит к торможению вращения Земли; см. Приливное ускорение Луны. По Аэцию, Селевк считал Вселенную бесконечной, в отличие от большинства мыслителей своего времени, полагавших, что Вселенная представляет собой пространственно-ограниченный Космос, погруженный в бесконечное пространство. Это мнение Селевка представляет собой развитие гелиоцентрических взглядов Аристарха: если суточное вращение небосвода объясняется вращением Земли вокруг своей оси, то нет необходимости считать звёзды находящимися на одной сфере; ввиду ненаблюдаемости годичного параллакса, расстояния звёзд от нас значительно превышают радиус орбиты Земли.
Большинство античных астрономов отвергли идею движения Земли, по причинам, объясненным Аристотелем в трактате «О Небе» и Птолемеем в «Альмагест» (I.7.) Единственный астроном, про которого известно, что он принял теорию Аристарха, это Селевк из Селевкии (Астроном). Что известно о его жизни и работе? В главе XVI своей Географии Страбон упоминает нескольких «халдейских» астрономов. В конце он добавляет: «Селевк из Селевкии тоже был халдеем». Как отмечает сам Страбон, слово «халдей» имеет два значения. Во-первых, существовал халдейский народ. Халдейская династия, к которой принадлежал великий царь Навуходоносор II, правила Вавилоном с 626 по 539 гг. до н.э. Во-вторых, вавилонские астрономы и астрологи также назывались «халдеями». Страбон называет их «так называемые халдеи». Их сочинения были переведены на греческий и использованы поздними авторами вроде Гемина. «Халдейские» астрономы, упоминаемые Страбоном, это Киден, Набуриан, Сюдин, и Селевк. Первые двое также известны из астрономических глиняных таблиц под их аккадскими именами Набу-Риманну и Кидинну. Из нескольких городов, называемых Селевкия, наиболее известен Селевкия на Тигре, столица царства селевкидов. Возможно, что астроном Селевк жил или родился в этом городе, но также возможно, что его родным городом был Селевкия на Красном (Эритрейском) море, поскольку доксограф «Аэций», следуя Стобею, называет его Селевк Эпифан . Про него говорят, что он наблюдал приливы. Согласно Страбону (I.1.9), он утверждал, приливы происходят из-за притяжения Луны, и он также знал, что высота приливов зависит от положения Луны относительно Солнца.
Как астроном, Селевк, кажется, пользовался большим уважением. Согласно Стобею (Eclogae physicae, I.21), он считал Вселенную бесконечной. Что касается отношения между Аристархом и Селевком, мы имеем важное свидетельство Плутарха. В своем обсуждении утверждения Платона о движении Земли (Платоновские вопросы, № 8), он пишет: "Было ли необходимо полагать, что Земля «вращающаяся вокруг оси, простирающейся через Вселенную» [это цитата из Платона] не удерживается на месте в покое, но вращается и обращается, как Аристарх и Селевк впоследствии доказали, первый утверждая это только как гипотезу, второй показывая это рассуждением?
В честь Селевка Астронома назван лунный кратер Seleucus.

Антиох (Antiochos) из Аскалона

греческий философ ок. 140-69 гг. до н. э.

Ученик Филона из Лариссы, руководителя Академии (см. Платон). Вместе с ним возражал стоикам. В 89 г. до н. э. во время войны с Митридатом IV, царем Понтийским, принужденный покинуть Афины, А. осел в Александрии. Здесь он познакомился с написанным в Риме философским трактатом Филона и резко раскритиковал его в диалоге Сосий. С этого момента он отрицает скептицизм и полемизирует с прежним учителем. После смерти Филона принял на себя управление афинской Академией (став основателем так называемой V Академии) и повернул ее на пути платонико-стоического эклектизма. Здесь в 79-78 гг. его лекции слушал Цицерон. В конце жизни А. сопровождал Лукулла в армянском походе, был очевидцем его блестящей победы под Тигранокертой, которую описал в своем последнем произведении О богах (Peri theon). Сочинения А. исчезли, сведениями о его учении и споре с Филоном мы обязаны прежде всего Цицерону (Academica) и Сексту Эмпирику (Adversus mathematikos).

Селевк Галатийский

Святой мученик за исповедание веры во Христа

Святые мученики Селевк, Стратоник, Кронид, Леонтий и Серапион пострадали за христианскую веру в III веке. Святой Селевк происходил из Галатии, Стратоник – из Никомидии Вифинской, Кронид, Леонтий и Серапион – из Египта. За исповедание веры во Христа после жестоких истязаний святые мученики были зверски умерщвлены. Святым Крониду, Леонтию и Серапиону связали руки и ноги и бросили в море. Их тела волнами вынесло на сушу, где христиане предали их погребению. Святой Селевк пострадал в Галатии, где после многих мучений был брошен с супругой на сведение зверям около 320 г.
Святого Стратоника по приказу Вифинского правителя после пыток привязали к двум пригнутым стволам дерева. Тело его было разорвано на две части. (Память его празднуется также 9 сентября).
Память 13 сентября.

Марк Флавий Виттелиус Селевк (Marcus Flavius Vitelius Seleucus)

Римский консул 221 г.

Gaius Vettius Gratus Sabinianus + Marcus Flavius Vitelius Seleucus
Marcus Flavius Vitelius Seleucus - наряду с Уранием, Саллюстием и Таврином один из узурпаторов, захвативших власть в правление Элагабала в Риме( историк V в. Полемий Сильвий).

Флавий Таурус Селевк Кирус (Flavius Taurus Seleucus Cyrus (yksin)

Римский император

Flavius Taurus Seleucus Cyrus (yksin)

Юлий Антоний Селевк (Iulius Antonius Seleucus)

Римский наместник Мезии

Seleucus Iulius Antonius Seleucus - наряду с Уранием, Саллюстием и Таврином один из узурпаторов, захвативших власть в правление Элагабала в Риме( историк V в. Полемий Сильвий).

Селевкий Каппадокийский

Святой мученик, воин, христианин

Святые 12 мучеников - Памфил пресвитер, Валент (Уалент) диакон, Павел, Порфирий, Селевкий, Феодул, Иулиан, Самуил, Илия, Даниил, Иеремия, Исаия пострадали во время гонения на христиан, воздвигнутого императором Диоклитианом в 308 - 309 годах в Кесарии Палестинской. Святой мученик Памфил, уроженец города Берита (Бейрут), получил образование в Александрии, после чего был поставлен пресвитером в Кесарии. Он много потрудился над сличением и исправлением текстов Нового Завета, поврежденных переписчиками. Исправленные копии святой Памфил переписывал и рассылал желающим их иметь. Таким образом им были обращены ко Христу многие язычники. Его трудами и заботами в Кесарии была собрана обширная библиотека духовных книг, служившая христианскому просвещению. Блаженный Иероним (IV - начало V в.) очень чтил святого Памфила и считал себя счастливым, ибо обрел и хранил у себя некоторые его рукописи. Святому Памфилу в благовестии веры Христовой деятельно помогали святой Валент, диакон Елийской церкви, человек преклонного возраста, прекрасно знавший Священное Писание, и святой Павел, горевший верой и любовью ко Христу Спасителю. Все трое были заключены на 2 года в темницу правителем Кесарии Палестинской Урбаном. В правление его преемника Фирмилиана в Египте были осуждены и отправлены в Киликию (Малая Азия) на золотоносные рудники 130 христиан. Их провожали до места изгнания пять юношей-братьев. На обратном пути в Египет они были задержаны в Кесарии и брошены в темницу за исповедание Христа. Юношей привели на суд к Фирмилиану вместе с заключенными ранее святыми Памфилом, Валентом и Павлом. Назвавшись именами ветхозаветных пророков - Илии, Иеремии, Исаии, Самуила и Даниила, на вопрос об их отечестве юноши отвечали, что они граждане Иерусалима, разумея под этим небесный Иерусалим. Фирмилиан ничего не знал о городе с таким названием, так как на месте Иерусалима, разрушенного римским императором Титом в 70 году, был построен императором Адрианом (117 - 138) город, именуемый в то время Елий-Адриан. Фирмилиан долго мучил юношей, пытаясь узнать месторасположение неведомого города и склонить юношей к вероотступничеству; ничего не добившись, правитель предал их усечению мечом вместе с Памфилом, Валентом и Павлом. Прежде этого пришлось пострадать слуге пресвитера Памфила 18-летнему юноше Порфирию, кроткому и смиренному. Услышав о вынесенном смертном приговоре мученикам, он просил разрешения у правителя похоронить тела приговоренных после их казни, за что был умерщвлен и предан сожжению на костре. Свидетель этого мученичества, благочестивый христианин Селевкий, бывший воин, приветствуя подвиг страдальцев, подошел к Памфилу перед казнью и рассказал ему о мученической кончине святого Порфирия. Он тут же был схвачен воинами и, по повелению Фирмилиана, усечен мечом вместе с приговоренными.
Жертва Селевкия из Локриды
Доменико Беккафуми. Палаццо Пубблико в Сиене
Один из слуг правителя, Феодул, человек преклонного возраста и тайный христианин, приветствуя мучеников, ведомых на казнь, поцеловал их и просил помолиться за него. Он был приведен воинами на допрос к Фирмилиану и по приказу последнего распят на кресте. Юноша Иулиан, родом каппадокиец, подходя к Кесарии, увидел тела святых, брошенные без погребения на съедение зверям, Подойдя к ним, Иулиан преклонил колена и облобызал тела страдальцев. Стоявшие в стороне воины схватили его, повели к правителю, который осудил святого Иулиана на сожжение. Тела всех 12-ти мучеников пребывали без погребения в течение 4-х дней. Ни звери, ни птицы не коснулись их. Смущенные этим обстоятельством, язычники позволили христианам взять тела мучеников и похоронить их.

Страдание святых двенадцати мучеников Памфила пресвитера и прочих с ним

Сии двенадцать святых мучеников, удостоенные дара пророческого и апостольского, и равные по числу своему 12 Апостолам, пострадали за Христа в Кесарии Палестинской1, в царствование Диоклитиана. Из них старшим по своему сану и первым по времени страданий был святой Памфил, пресвитер Кесарии. Он был родом из Берита, и с юности еще был научен языческому любомудрию; при этом Памфил был преисполнен и духовной премудрости и сиял своим добродетельным житием. После он стал славен и мужественным исповеданием имени Христова. Вторым из мучеников был Валент, диакон Елийской церкви - муж уже преклонного возраста. Он был также человеком сведущим и особенно отличался прекрасным знанием Священного Писания. Третий - Павел, -объятый верою во Христа, горел своею ревностью по благочестию. Он происходил из города Иамнии и еще раньше претерпел за Христа огненное жжение. Сии три страстотерпца после различных мук за имя Христово, которым их подверг префект Урбан, были ввержены в темницу. Здесь они томились целых 2 года, когда после Урбана префектом стал Фирмилиан. В правление этого игемона в Египте было осуждено на изгнание 130 исповедников Христовых: они были отправлены в Киликию для копания золотой руды. В это время некоторые юноши, братья не только по плоти, но и по духу, проводив тех мучеников от Египта до Киликии, снова возвращались оттуда в отечество свое Египет и подходили уже к Кесарии, так как мимо него пролегал их путь; числом их было пять. Когда они входили в городские ворота, стражи спросили их, кто они и откуда? Мученики, не скрывая истины, отвечали, что они христиане и называли своим отечеством горний Иерусалим. Тогда они были схвачены, как злодеи и брошены в темницу. На следующий день - именно 16-го февраля - эти юноши выведены были из темницы вместе с вышеназванными Христовыми исповедниками, Памфилом, Валентом и Павлом и вместе с ними предстали пред судилищем нечестивого мучителя игемона Фирмилиана. Игемон сначала старался совратить юношей египетских, устрашая их различными муками. Одного из них - старшого по возрасту, он, поставив посреди, спросил, кто он? Святой мученик безбоязненно отвечал, что он и его спутники - христиане. Когда игемон спросил, как их зовут, сей юноша себя назвал Илией, другого - Иеремией, третьего - Исаией, четвертого - Самуилом, пятого - Даниилом. Ибо сии святые юноши, отрекшись от своих языческих имен, данных им неверующими во Христа родителями, вместо них называли себя именами пророков. Этим они хотели явно показать, что они - рабы Бога Израилева, не только по своим делам, но и по своим именам. Не зная таких имен, игемон Фирмилиан стал спрашивать их об отечестве. Тогда Илия, памятуя слова Апостола Павла: "вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам" (Гал. 4:26). И другие его слова: "Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев" (Евр.12:22), назвал себя гражданином Иерусалима Небесного, разумея под сим городом свое отечество духовное, а не земное. Игемон же Фирмилиан не знал, что это за город Иерусалим и где он находится. Ибо в то время святой град не назывался Иерусалимом, а Елией. Это наименование дал ему нечестивый царь римский Адриан. Он на месте прежнего Иерусалима, разрушенного Титом, построил новый город и дал ему свое имя, ибо он назывался Елий Адриан. При этом, назвав Иерусалим Елией, Адриан осквернил в нем все святые места, засыпал песком и камнями гроб Господень и повсюду поставил скверных идолов. После этого он приказал, чтобы все называли сей город не иначе, как Елия. Все это он сделал потому, что хотел уничтожить на земле даже самое воспоминание о имени Иисуса Христа. После того в течение двухсот лет нечестивые идолопоклонники не называли сей город Иерусалимом и пренебрегали им. Так продолжалось до времени благочестивого царя Константина и матери его Елены. Посему-то и игемон Фирмилиан, живший в Палестине в царствовате Диоклитиана, не знал, где находится город, называемый Иерусалимом, о котором говорил ему святой юноша. Он приказал тому блаженному юноше, который назвал себя Илией, связать сзади руки, повесить его нагим на мучилищном месте и жестоко бить, чтобы он сказал, что это за город Иерусалим и в какой стране он находится. Благочестивый юноша отвечал, что Иерусалим есть отечество одних только христиан и никто из язычников не может войти в него, и что град сей основан на востоке, где солнце начинает проливать на землю свои первые лучи. Так святой говорил игемону о вышнем, духовном Иерусалиме, не обращая внимание на мучения, словно он был бестелесным. Игемон же, не разумея, что святой говорить ему о духовном Иерусалиме, подумал, что христиане где-нибудь построили себе город и хотят сопротивляться Римлянам. Посему он велел еще большим мучениям подвергнуть святого юношу, чтобы он подробнее рассказал всё о сем христианском городе и указал бы, где он находится. Но когда игемон не мог ничего более услышать от него кроме исповедание имени Христова, он приказал усекнуть мечем главу святому юноше. Потом он подверг мучениям и прочих юношей: Иеремию, Исаию, Самуила и Даниила. Но услышав от них то же самое, что и от первого, он приказал и их усечь мечем. Узнав также, по исследовании, что святой пресвитер Памфил, диакон Валент и Павел, уже за два года до него содержались долго в темнице его предместником игемоном Урбаном, Фирмилиан не захотел их более мучить. Он приказал их только спросить, послушаются ли они царского веления; и когда узнал, что они остаются непреклонными, он и их осудил на смерть. Один из слуг Памфила, по имени Порфирий, юноша лет восемнадцати, очень любимый своим господином, святым пресвитером Памфилом за свое целомудрие и благоразумие, услышав смертный приговор на святых мучеников, громко воскликнул из народа: - Прошу, дайте мне телеса святых, чтобы можно было их предать погребению. С этими словами он вышел из народа и стал пред игемоном. Узнав, что и Порфирий христианин, игемон приказал его повесить нагим на том же месте, на котором мучил и пять святых юношей, и велел жестоко его бить. Нечестивые мучители били его до тех пор, пока всё тело его не было покрыто ранами и уже кусками отпадало на землю, так что можно было видеть даже его кости и внутренности. Но святой Порфирий терпеливо переносил эти мучения; казалось, он ничего не чувствовал: он даже не стонал и не кричал, но молчал, словно мучители наносили раны не ему, а какому либо столпу или стене. Всё это еще более усилило ярость игемона: Фирмилиан приказал терзать его раны колючей и жесткой власяницей, а после этого осудил его на сожжение. Мучители поставили столп, привязали к нему святого мученика, обложили вокруг дровами и зажгли. Когда огонь уже объял его со всех сторон, мученик громко стал взывать, призывая на помощь Иисуса Христа, Сына Божия; потом он умолк и предал Господу свою святую и чистую душу. Итак он пострадал за Господа своего уже после своего господина, но прежде него удостоился получить мученический венец, ибо в то время, когда святой Порфирий, предав на костре свою душу, отошел ко Господу, святой Памфил вместе с другими мучениками еще не был усечен мечем. В то время, когда святого Порфирия сожигали на костре, среди народа находился один благочестивый муж, по имени Селевкий, бывший прежде воином. Когда Порфирий уже предал Господу свою душу, он отправился вслед за святыми мучениками, коих повели на место страданий. Он нашел их еще живыми, так как святые упросили своих мучителей дать им немного времени для молитвы. Селевкий, подойдя к святому Памфилу, разсказал ему все о мучении святого Порфирия, и возрадовался Памфил и стал воссылать благодарение Богу. Здесь Селевкий в последний раз дал целование мученикам, уже готовым преклонить свои головы под мечное усечение. Бывшие тут воины, увидев это и узнав, что Селевкий - христианин, схватили его и привели к игемону. Фирмилиан приказал немедленно и Селевкия казнить мечем.
Жертва Селевкия из Локриды
Доменико Беккафуми. Палаццо Бинди Сегарди
Сей святой происходил из Каппадокии, и был храбрым и славным воином в римских войсках; в начале гонения на христиан, за исповедание Христа его сильно били, лишили воинского звания и чести, и изгнали из полка. Но он ухаживал за больными, лежащими на городских улицах, заботился о нищих и сиротах, а потом, приобщившись к святым мученикам и исповедникам, радуясь, отошел ко Владыке своему Христу Господу. В то же время после святого Селевкия к лику мучеников приобщился еще святой Феодул. Он был одним из слуг игемона Фирмилиана; этого мужа все уважали за его преклонную старость: у него были уже правнуки. Будучи тайным христианином, он, приступив к одному из святых мучеников, веденных на страдания. поцеловал его и просил, чтобы святой Христов мученик вместе с ним помолился о нем Господу Богу. Некоторые из слуг игемона, видя это, донесли своему господину о Феодуле и сказали, что и он христианин. Когда Фирмилиан сталь разспрашивать святого Феодула, и узнал, что этот муж действительно христианин, он сильно разгневался на него и приказал распять святого Феодула на кресте. Заключая двенадцатичисленный лик Апостолов, после всех к числу мучеников присоединился и святой Юлиан. Он также происходил из Каппадокии, и был мужем честным и добродетельным. Ему было необходимо по своим делам съездить в Кесарию Палестинскую. Приближаясь к городу, Юлиан заметил, что около города брошены на съедение псам и птицам телеса святых мучеников. Он возрадовался духом и, припав к ним, целовал телеса Христовых страдальцев и восхвалял их мученическую кончину, после которой они сподобились нескончаемой жизни со Христом. Но вдали были поставлены воины, которые должны были смотреть, чтобы кто-либо из тайных христиан не похитил их тела. Увидев, что какой-то человек, припадает к телам святых и целует их, они поняли, что он тоже христианин; тогда воины схватили его и отвели к игемону. Допросив его, Фирмилиан осудил святого мужа на сожжение; и так святой Юлиан пострадал за Христа таким же точно образом, как и святой Порфирий. Так сии двенадцать мучеников, равные по своему числу Апостолам, вместе с ними удостоились стать и пред престолом Божиим в небесном Царстве, украсившись победными венцами. Их святые тела лежали брошенными во прахе за городом четыре дня. Нечестивцы, увидев, что к ним не касаются ни псы, ни звери, ни птицы, объявили, что, кто хочет, может взять их и предать погребению; тогда христиане, взяв сии святые тела, благоговейно погребли их, прославляя Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога. Аминь.

Кондак, глас 4

Мучением страшным предлежащым, Господни страдальцы доблии в небоязненном радующеся мудрвоании, сим собеседоваша, о плоти нерадивше: темже наследствоваша вечнующую славу, о нас молящеся присно, восхваляющих их подвиги.
Память 16 февраля.
Сайт создан в системе uCoz