Глава шестая

Глава шестая.
Селевкидские монеты

Мы не ставим перед собой задачу дать здесь каталог селевкидских эмиссий или хотя бы руководство по нумизматике сирийских царей. Мы хотим просто констатировать некоторые исторические особенности институтов селевкидского государства, непосредственно связанные с царской монополией на чеканку монеты. Автор предупреждает, что собранные здесь наблюдения не претендуют на полноту и завершенность. При отсутствии инвентаря селевкидских монет,1) за неимением специальных исследований сирийских монетных дворов2) историк может предложить лишь предварительные выводы, ценность которых, как говорится, покажет время.

1. Право чеканки. Право чеканки монет было признаком полного суверенитета. Селевкидская монета всегда выпускалась от имени правившего царя, вернее, как нечто принадлежавшее ему. Легенда гласила: βασιλέως 'Αντιόχου, т. е. (монета) царя Антиоха.

Во внутреннем обращении циркулировал только государственный чекан. В Самарии нашли 62 бронзовые монеты трех первых Лагидов, четыре монеты Филопатора, при котором Египет потерял Палестину, и ни одной монеты Птолемеев II и I вв. до н. э.3) То же в Бетцуре (Палестина): из 49 найденных там идентифицированных бронзовых монет Лагидов 47 были выпущены до 200 г. до н. э., т. е. до завоевания Антиоха III.4) Птолемеевский чекан был вытеснен здесь монетами Антиоха III и его преемников.

С другой стороны, группа селевкидских монет, найденных в Сардах, заканчивается правлением Антиоха III.5) Обращение бронзовых селевкидских монет в Селевкии на Тигре прекращается сразу после парфянского завоевания.6) Город Лисимахия, ставший независимым в 191 г. до н. э., перечеканил медные монеты Селевкидов.7) Точно так же Селевкиды перечеканивали монету, выпущенную претендентами, чтобы разрешить ее свободное обращение при законном монархе. Так случилось с монетами Тимарха при Деметрии и с монетами Александра Забины при Антиохе VIII.8) Во время оккупации Египта Антиохом IV в 169 г. до н. э. птолемеевские медные монеты были помечены знаком якоря.9) Кажется даже, что между Селевкидами и потерянными для династии в 189 г. до н. э. городами Аспендом, Фаселидой и Сидой была заключена монетная конвенция, по которой допускалось законное обращение монет, выпущенных этими городами, на территории державы. По крайней мере в кладах, зарытых в Сирии и Месопотамии во II в. до н. э., находят тетрадрахмы Александра, выпущенные в названных городах со вторичным знаком якоря,10) известного символа династии.11)

Тем не менее принятая Селевкидами весовая система исключала монетную автаркию. Эта система с нормальным весом драхмы 4,3 г соответствовала драхме Александра Великого, т. е. аттической, которую в то время приняли большинство греческих государств.12) Таким образом, монета, соответствовавшая весовому аттическому стандарту, где бы она ни выпускалась, могла обмениваться. И действительно, состав монетных кладов, зарытых при Селевкидах, доказывает, например, что александровы монеты Малой Азии в торговле Месопотамии и Сирии II в. до н. э. обращались наравне с селевкидскими тетрадрахмами. Даже без формальной конвенции между государствами употребление одних и тех же аттических весовых единиц (и тех же подразделений) государствами Передней Азии и Греции [198] создало нечто вроде единого монетного союза и объединяло в международной торговле Афины и Вавилон.

В 200 г. до н. э. Селевкиды подчинили себе Финикию, область, где применялась птолемеевская система с принятым весом драхмы 3,60 г; в 189 г. они потеряли Малую Азию, область, где была принята аттическая монетная система. Однако правительство сохранило единообразие обращавшихся денег, и на всей территории царства продолжала применяться аттическая система. Но когда Деметрий I в 162 г. до н. э. высадился в Триполисе, обе боровшиеся стороны, претендент и царь Антиох V, стали выпускать монеты по финикийскому эталону с тетрадрахмой весом 14,40 г, которым пользовались Лагиды в своей чеканке.

Были найдены золотой статер Деметрия I13) и тетрадрахма Антиоха V14) такого типа. Эти эмиссии, вероятно предназначенные для оплаты египетских услуг, представляли собой исключение. Но в 150/49 г. до н. э., когда Птолемей VI занял Финикию, чтобы посадить на сирийский трон Александра Балу, претендент возобновил выпуск монет по финикийскому эталону от своего собственного имени, и его преемники следовали этому примеру вплоть до 112 г. до н. э., когда Сидон отделился от селевкидского царства.15)

Выпуск монет птолемеевского эталона в городах Финикии был, безусловно, полезен для нужд торговли. По крайней мере эти города и после обретения независимости продолжали чеканить монету, следуя этому же эталону.16) Однако вряд ли случайно, что введение и сохранение эмиссий на основе птолемеевской системы совпали с периодом влияния Лагидов при антиохийском дворе. Начиная со 150 г. до н. э. Селевкиды только в исключительных случаях чеканили в финикийских монетных дворах деньги по аттической системе.17) Итак, в античном мире сферы экономического влияния соответствовали радиусам обращения монет одного и того же веса.18) Это доказывают клады монет. Однако птолемеевский эталон употреблялся только в Египте. Прекратив выпуск монет аттического эталона в Финикии и развивая там чеканку монет птолемеевского образца, цари Сирии ослабляли связи Финикии со своей державой и экономически привязывали ее к Египту. Такова была цена помощи, оказывавшейся [199] Лагидами селевкидским претендентам начиная со 151 г. до н. э. Впрочем, когда в 148/47 г. до н. э. Птолемей VI вновь занял финикийское побережье, он отменил чеканку селевкидских монет птолемеевского эталона и заменил их египетской монетой.19) Лагиды стремились сохранить преобладание Египта в финикийской торговле. Решение римского сената, принятое около 110 г. до н. э., предписывает еврейскому первосвященнику Гиркану предоставить Птолемею, царю александрийцев, право беспошлинного вывоза из страны и гаваней иудейских.20)

2. Золотые монеты. Селевкиды выпускали золотые, серебряные и медные (бронзовые) монеты.

До середины III в. до н. э. выпуск золотых монет был достаточно значителен,21) они предназначались прежде всего для поддержания торговли с Индией.22) После того как Селевкиды лишились дальневосточных владений, они отказались23) от чеканки золота. Селевкидские статеры этого времени всегда представляют собой дидрахмы аттического веса.24) Пока еще остается неизвестным соотношение золотых и серебряных селевкидских монет. Характерно для истории античной торговли, что, в то время как в Сирии с приходом к власти Селевка II регулярный выпуск золотых монет прекратился, у Лагидов он продолжался вплоть до конца II в. до н. э.25)

Можно предположить, что каждый случай выпуска золотых монет Селевкидами во II в. до н. э. объясняется особыми обстоятельствами. Нам известны, я полагаю, десять таких эмиссий.

Назовем сперва золотые октодрахмы Антиоха III, весом примерно от 34,20 до 33,90 г. Эти монеты с изображением царя (в зрелом возрасте) известны в нескольких экземплярах чекана различных мастерских.26) Эти октодрахмы были, по моему мнению, выпущены, чтобы заменить в только что завоеванной Финикии обращение египетских золотых монет селевкидскими октодрахмами. Египетские золотые монеты официально равнялись стоимости 1 мины серебра, но, естественно, по египетскому эталону.27)

Известны затем статеры Антиоха III, выпущенные в Антиохии в конце III в. до н. э. Изображение слона на одной из этих монет говорит о связи их с восточным походом царя.28) Они, вероятно, составляли часть подарков, распределявшихся по случаю возвращения [200] из этого прославленного похода, длившегося семь лет. Антиох IV выпустил золотые статеры в 166 г. до н. э. по случаю грандиозных празднеств в Дафне. Известна одна золотая монета Антиоха V.29) Деметрий I трижды обращался к выпуску золотых монет. Это прежде всего монета весом 28,30 г с изображением Аполлона.30) На других монетах Деметрия I бога заменила Фортуна. По-видимому, первая медаль была выпущена в начале царствования Деметрия I. Это подтверждается ее весом 28,30 г, который не соответствует никакому подходящему делению в селевкидской системе, но представляет птолемеевскую октодрахму. В таком случае монета была выпущена в Финикии,31) откуда Деметрий I начал в 162 г. до н. э. свой поход против Антиоха V.

Статер Деметрия Сотера с изображением царя и царицы Лаодики32) был выпущен, вероятно, по случаю царской свадьбы (или победы над Тимархом) около 160 г. до н. э.

В 151/50 г. монетный двор Антиохии выпустил двойной статер и монету в 2 1/2 (статера) весом 21,48 г.33) Двойной статер соответствует 50 драхмам серебра, а другая монета 75 драхмам, но по птолемеевской системе. Эти эмиссии, возможно, были связаны с кампанией против Александра Балы.

Александр Бала выпустил в Антиохии свой статер34) вероятно, для использования его в качестве donativum войскам.

Последняя селевкидская золотая монета это статер, выпущенный в Антиохии в конце царствования Александра Забины. Осажденный в Антиохии царь наложил руку на золотые сокровища храма Зевса, чтобы выплатить жалованье еще остававшимся у него наемникам.35)

Вне сферы международной торговли, особенно с Востоком, золото служило скорее средством вложения ценностей. В царской казне хранились запасы золотых монет. Этим можно объяснить, например, каким образом Антиох IV оказался в состоянии раздавать золото на улицах Антиохии и дать в 169 г. до н. э. Навкратису по золотой монете на каждого жителя,36) хотя он до 166 г. до н. э. и не чеканил золотых денег.

3. Серебряная и бронзовая монеты. За исключением нескольких районов Малой Азии,37) во внутреннем обращении пользовались серебряной [201] монетой. Как уже было сказано, серебряную монету Селевкиды выпускали по аттическому образцу. Самой распространенной монетой была тетрадрахма весом примерно 17 г. Реже встречаются драхмы, а дидрахмы только в исключительных случаях.38) Установленный законом вес соблюдался достаточно твердо. Контроль стал ослабляться только начиная с правления Деметрия I, а к концу династии вес тетрадрахмы упал до 15 г.39) Точно так же падает и содержание серебра в составе монет: 95% при Антиохе I и Антиохе III; 91% при Александре I и 94% еще при Антиохе VI; в I в. до н. э. цифра снижается до 65%.40) Даже стиль монет начиная с Антиоха VIII становится грубым.41)

Тетрадрахма птолемеевского веса, выпускавшаяся в Финикии в период 150112 гг. до н. э., всегда весила примерно 14,20 г, как и египетская монета того же достоинства.

Если не считать мелких подразделений серебряной драхмы, которые выпускались редко, разменной монетой была бронзовая. Вавилонская хроника отмечает как признак бедственного положения, что медь греков обращается вместо серебра.42) Бронзовые монеты с указанием их достоинства43) дают достаточно приближенное представление об отношении серебра к меди. Оно равняется 1:50, что обычно для эллинистического мира во II в. до н. э.44)

4. Изображения на монетах. При исследовании изображений на селевкидских монетах следует прежде всего различать лицевую и оборотную стороны, затем не смешивать золотые и серебряные деньги с мелкой разменной монетой.

Селевк I продолжал вначале эмиссию золотых и серебряных монет с изображением Александра Великого,45) но одновременно выпускал монеты и со своим портретом. На некоторых тетрадрахмах изображалась голова Зевса. Антиох I еще выпускал монеты с изображением Александра и Селевка I. Но после него на лицевой стороне золотых и серебряных селевкидских монет всегда изображался портрет правившего царя. Автору известны лишь три исключения из этого правила: тетрадрахмы с головой Зевса и головой Аполлона, выпущенные Антиохом IV по случаю празднеств в Дафне;46) две золотые монеты Деметрия Сотера с изображением Фортуны;47) наконец, в 147/46 г. [202] до н. э. по приказу Александра Балы была выпущена серия тетрадрахм с головой Зевса, напоминавшей изображение самого царя.48) Эта эмиссия совпала с появлением Деметрия II и новой вспышкой династической борьбы. Ветвь Антиоха IV, к которой принадлежал Александр Бала, охотно приписывала себе особое благоволение Зевса Олимпийского.

Известны два случая, когда царь удостоил свою супругу привилегии быть изображенной на монетах.49) Около 160 г. до н. э. Деметрий I приказал поместить на золотых и серебряных монетах возле изображения собственной головы голову Лаодики.50) Александр Бала оказал ту же почесть своей супруге Клеопатре.51) Эти почести были, вероятно, возданы царицам в связи со свадебными торжествами.

Позднее на монетах, выпущенных от имени совместно правивших Клеопатры и ее сына Антиоха VIII, были изображения их обоих. В 126/25 г. до н. э. Клеопатра даже выпустила монету только от своего имени.52) Это был год, когда она добилась гибели Деметрия II и Селевка V и возвела на трон Антиоха VIII.

Наконец, на серии тетрадрахм Антиоха IX и его брата Филиппа изображены головы обоих царей.

Загадочными представляются монеты с именем царя Антиоха и изображением головы ребенка. Их без всякого на то основания приписывают Антиоху, сыну Селевка III.53) Соображения, связанные с техникой выполнения, скорее говорят, что это монеты Селевка IV.54) Вероятно, они принадлежат юному сыну Селевка IV, который был отстранен от власти Антиохом IV.55)

Изображения на реверсе серебряных монет вначале довольно разнообразны. Это Зевс Никефор, Афина, Виктория, слон.56) Антиох I ввел изображение обнаженного Аполлона, сидящего на омфале, воспроизводя статую бога, воздвигнутую в центре Антиохии.57) После этого в течение более ста лет это оставалось излюбленным изображением селевкидских монетных мастеров. Только изредка [203] можно найти на реверсе другие изображения, например сидящего Геракла на монетах Антиоха I и Антиоха II;58) слона на монетах, выпущенных по случаю восточного похода Антиоха III. Селевк II заменил на своих монетах сидящего Аполлона стоящим. В 169 г. до н. э. Антиох IV вновь ввел изображение Зевса Никефора, характерное для самых ранних селевкидских монет. Отпрыски Антиоха IV, т. е. Антиох V, Александр Бала и Антиох VI, продолжали чеканить монету с таким изображением. Линия Селевка IV, а именно два Деметрия, подчеркнуто отказались от этого типа монет, использованного их врагами, но вернулись к чеканке монет с изображением сидящего Аполлона.59)

Деметрий I приказал изображать на своих монетах Фортуну: на монетах Деметрия II появляется Афина Магарсия из Малла; при Антиохе VII прибавились монеты с изображением алтаря Зевса Долихена; Антиох VIII ввел изображение Зевса Урания и т. д. Трифон умышленно отказался от селевкидской традиции: на реверсе его серебряных монет изображена военная каска. Серебряные монеты птолемеевского веса всегда имеют на реверсе изображение орла, как было принято и на монетах Лагидов.

Если обратиться к бронзовым монетам, то здесь обнаруживается поразительное разнообразие типов. Царская голова на лицевой стороне встречается редко. Ниже мы попытаемся объяснить такой характер селевкидской бронзы.

5. Легенда. Легенда является тем признаком, который придает единство селевкидским монетам и гарантирует подлинность их происхождения. Легенда говорит, что монета принадлежит монарху βασιλέως Σελεόκου. Прерогатива чеканить монету от своего имени принадлежит исключительно царю. Селевк, сын Антиоха I, приказал выпускать в Верхней Азии, где он правил в качестве наместника своего отца, серебряные монеты с изображением головы Зевса и своим именем;60) но он претендовал на царскую власть и был казнен. Диодот, сатрап, а затем первый царь Бактрианы, вначале заменил обычное изображение на реверсе царских монет изображением своего бога покровителя Зевса, поражающего молнией. Затем он стал чеканить монеты со своим собственным изображением, но все еще от имени Антиоха II. Завоевав корону, он выпустил монеты от своего собственного имени.61) Таким образом, одним из знаков овладения [204] царской властью был также выпуск монет, особенно золотых, с именем и изображением претендента. Достаточно вспомнить монеты Ахея,62) Молона,63) Тимарха,64) Диодота.65)

Только в двух случаях в легендах монет называются два царя-соправителя: Клеопатра и Антиох VIII, Антиох XII и его брат Филипп.

До Антиоха IV царь на монетах именовался только basileus. Начиная с первой войны с Египтом, в 169 г. до н. э., Эпифан расширил легенду своими почетными титулами, а затем этому примеру последовали его преемники. Следует, однако, отметить, что титулы иногда бывают разными на монетах из различных металлов. Например, на серебряных монетах Александр Забина всегда именуется Царь Александр, но надпись на золотом статере гласит: Царь Александр Теос, Эпифан, Никефор. Это же наблюдение относится к монетам разного веса. На серебряных монетах птолемеевского эталона ни один монарх (кроме Трифона)66) не обозначен почетными титулами. Но те же самые финикийские монетные дворы, когда выпускают монеты аттического веса, украшают легенду царскими почетными эпитетами, принятыми в мастерской Антиохии.67)

Однако наиболее примечательным является варьирование царского эпитета на монетах даже одного и того же вида.

Так, например, Деметрию II на монетах дается пять различных эпитетов. Монеты птолемеевского веса имеют обычную легенду: Βασιλέως Δημητρίου.68) Следуя самой античной традиции, мы называем этого царя Nikator.69) Однако легенда βασιλέως Δημητρίου Νικάτορος появляется только на мелких разменных монетах.70)

На серебряных монетах у Деметрия II более пышные титулы:

Α) Βασιλέως Δημητρίου Θεου Φιλαδέλψου Νικάτορος.

B) Βασιλέως Δημητρίου Φιλαδέλφου Νικάτορος.

C) Βασιλέως Δημητρίου θεου Νικάτορος.

Первая формула появляется только на монетах 167 и 168 гг. селевкидской эры. Они выпущены в мастерских Антиохии,71) откуда Деметрий II был изгнан в 168 г. селевкидской эры (145/44 г. до н. э.), [205] и Сидона.72) После этого73) в течение пяти лет употребляется формула В. Монеты с этим титулом выпускались в Малле,74) Селевкии на Тигре75) и других местах.76) Попав в 139 г. до н. э. в плен к парфянам, Деметрий вернулся оттуда в 130 г. до н. э. Во время своего второго царствования он носил титул С. Легко понять, почему он сейчас опустил в легенде определение Филадельф (любящий брата). Ведь они с братом Антиохом VII были соперниками. Монеты последней группы выпускались в Антиохии,77) в Селевкии Пиерийской,78) в Малле,79) Тарсе,80) Сидоне81) и в Тире.82)

Но легенда варьировалась не только в зависимости от обстоятельств времени, но и от места чеканки монет. Так, например, на серебряных монетах (аттического веса) Александра Балы царь именуется Царь Александр Теопатор Эвергет или просто Царь Александр. В течение всего его царствования от 150 до 145 г. до н. э. антиохийский монетный двор, во всяком случае на тетрадрахмах,83) именует его полным титулом.84) Мастерские Тира и Сидона в монетах аттического веса следуют примеру столицы.85) Однако на ряде тетрадрахм аттического эталона, выпущенных в Селевкии Пиерийской, по-видимому, в 166 г. селевкидской эры (147/46 г. до н. э.),86) легенда ограничивается словами βασιλέως Αλεξάνδρου.87)

Монеты Деметрия III дают другой пример синхронных вариантов легенды. Этот монарх царствовал с 217 по 225 г. селевкидской эры (96/9588/87 гг. до н. э.). В течение всего этого времени на серебряных монетах, выпущенных в Дамаске, он именовался Теос Филопатор Сотер.88) Но другая мастерская присвоила ему еще более пышный титул и на медных монетах именует его Филометор Эвергет Каллиник.89) Наконец, другая серия, выпущенная, по-видимому, [206] в начале его царствования в Антиохии, титулует его Филометор Эвергет,90) что вскоре, впрочем, было заменено на антиохийских монетах легендой Теос Филопатор Сотер.91)

Рассмотрим еще монеты Клеопатры Теи. Если не считать монет финикийского эталона, выпущенных в Сидоне92) и других местах,93) на монетах этой царицы читаются три легенды.

Сначала, в 126/25 г. до н. э., какая-то мастерская выпустила превосходные тетрадрахмы с изображением царицы и надписью Царица Клеопатра Tea Еветерия.94) Затем она приобщила к правлению своего сына Антиоха VIII, и на монетах появились головы и имена обоих суверенов. Та же мастерская стала выпускать монеты с легендой Царица Клеопатра Tea и царь Антиох.95) Эта формула появляется на монетах выпуска 189, 19196) и 19297) гг. селевкидской эры и на недатированных монетах.98) Однако в это же время, в 190191 гг. селевкидской эры, антиохийский монетный двор99) и еще одна мастерская100) не придают царице божественного титула и выпускают тетрадрахмы с легендой Царица Клеопатра и царь Антиох.

Таким образом, перед нами факт очень большого значения. Легенда на царских монетах меняется не только с течением времени, но и в зависимости от мастерской, где они выпускались. Это заставляет поставить вопрос о селевкидских монетных дворах.

6. Монетные дворы. Ни надписи, ни литературные тексты не содержат никаких позитивных свидетельств о системе изготовления монет в государстве Селевкидов. Только изучение самих монет позволяет сделать некоторые наблюдения по этому поводу.101) Первое, что привлекает внимание, это различный характер золотых и серебряных монет, с одной стороны, и разменной монеты с другой. Все монеты, носящие имя монарха, царские. Но серебро циркулирует [207] на всем протяжении царства. Раскопки в Селевкии,102) Сардах,103) открытый в Вавилонии клад104) не дали ни одного неизвестного ранее типа селевкидских монет.

Обращение меди было локальным. Примерно из 160 бронзовых селевкидских монет, найденных в Палестине, в Бетцуре, на 101 монете изображена анфас стоящая богиня в покрывале.105) К этому же типу относится более трети монет, найденных в Самарии,106) в то время как ни одной такой монеты не было обнаружено в Селевкии на Тигре. Другой пример: халк со спаренным изображением Деметрия I и Лаодики был до сих пор известен только в единственном экземпляре, привезенном Ваддингтоном предположительно из Сирии.107) Теперь при раскопках в Селевкии на Тигре обнаружено уже 14 экземпляров такой монеты.108)

Далее, в то время как монетные мастера для реверса серебряных монет располагают лишь несколькими избранными типами изображений, повторяющимися в течение нескольких поколений, бронзовые монеты дают поразительное разнообразие изображений, специфических для той или иной мастерской. Каждая кампания раскопок в Сузах, например, обнаруживает новые виды селевкидских бронзовых монет. На некоторых монетах Селевка I рога быка даются так, как будто они относятся к изображению царя. Но эта же эмблема появляется на единственном халке Антиоха I, найденном в Сузах.109) Изображение Аполлона, сидящего на омфале, появляется на серебряных монетах только начиная с Антиоха I. Такой же реверс можно видеть уже при Селевке I на бронзовой монете, найденной в Сузах.110) Мы констатировали выше, что портрет царицы не появляется на селевкидских серебряных монетах ранее Деметрия I. Но на бронзовой монете, из Суз, изображены рядом головы Селевка IV и Лаодики.111)

Такие же своеобразные черты появляются и в легенде бронзовых монет. Так, например, Александр Бала на серебряных монетах именуется только Теопатор Эвергет. На его бронзовых монетах читаются три формулы, не встречающиеся в других местах: Никефор,112) Эпифан Никефор113) и Евпатор.114) [208]

Типы изображений, принятые и той или иной мастерской, избраны не случайно. Они отражают культы города, в котором находилась мастерская.

На бронзовых селевкидских монетах, выпущенных в Селевкии на Тигре, изображалась Фортуна города; она остается излюбленным изображением монет города и в парфянскую эпоху.115) На одной бронзовой монете Селевка II, найденной в Сузах, изображена Артемида в коротком хитоне, держащая в правой руке лук, с занесенной назад левой рукой, поднятой как бы для того, чтобы взять стрелу из колчана.116) В селевкидской нумизматике это изображение больше не встречается, но оно появляется на монетах династов Элимаиды. Это богиня города Нанайя. На бронзовой монете Антиоха I, найденной в Сузах, обнаружена пентаграмма. Этот символ, который тщетно было бы искать в селевкидской нумизматике, свойствен эламитскому искусству.117)

Заметим далее, что три четверти изображений на бронзовых монетах, выпущенных в Селевкии на Тигре, даются анфас.118) В селевкидской нумизматике после Антиоха I119) это исключение, но для парфянского искусства характерно. Отметим, наконец, что изображения богов и богинь на печатях, найденных в Уруке и Селевкии, напоминают соответствующие изображения на бронзовых монетах Селевкидов.120)

Все эти наблюдения лучше всего, по-видимому, объясняются, если предположить, что произошло разделение в производстве селевкидских монет, основанное на различии металлов. Центральное правительство руководило чеканкой золотых и серебряных монет в нескольких избранных мастерских: в Антиохии, Тире, Сидоне и других городах.

Но правительство предоставляло местным откупщикам руководство и ответственность за выпуск мелкой разменной монеты которая имела лишь ограниченную сферу обращения.121) Можно, полагать, что некоторые города брали на откуп право чеканить царскую бронзовую монету.122) Судя по технике исполнения, весьма вероятно предположение, что в Тире серебряные и бронзовые монеты выпускались одними и теми же мастерскими. Однако, в то время как мастерские отвечали за каждую серебряную монету перед [209] государством, последнее не осуществляло столь строгого контроля над бронзовыми деньгами, выпускавшимися от имени царя.123)

Заметим, что эти концессии, данные локальным органам, создали барьер против чрезмерного распространения монет фиктивной ценности, как это случилось во II в. до н. э. в птолемеевском Египте. У Селевкидов бронзовые деньги всегда сохраняли значение только разменной монеты и не могли заменить серебро, как это случилось в царстве Лагидов.

Начиная с Антиоха IV некоторые города взяли, по-видимому, на откуп выпуск также и серебряных монет. Они осуществляли это от имени царя и помещали на монетах его изображение. Это утверждение основано на двух группах фактов. С одной стороны, начиная с Антиоха IV, как мы видели выше, на серебряных монетах, выпущенных разными мастерскими, царь носит разные титулы. Эти вариации были бы непонятны в случае, если бы все мастерские находились еще в ведении центрального правительства.

С другой стороны, в любое время могло случиться, что монетный мастер помещал на реверсе выпускаемой серии божество своего города: Афина Илионская,124) Артемида Баргилийская,125) Афина из Малла126) появляются, таким образом, на редких монетах. Но когда мы видим, что изображение алтаря Зевса Долихена появляется в течение полустолетия на монетах шести царей, и знаем, что такое изображение украшало реверс автономных монет Тарса до III в. н. э.,127) есть основания полагать, что эти серебряные монеты выпускались городом Тарсом от имени царей. Точно так же на всех монетах, выпущенных в Дамаске при Деметрии III, изображена Фортуна города.128)

7. Монограммы и даты. Деньги чеканились в различных мастерских, иногда или по большей части сданных на откуп и рассеянных в провинциях. При этом в интересах верховного учета и контроля должны были существовать видимые знаки для различения монет, выпущенных разными мастерскими.

Однако до правления Александра Балы129) на селевкидских монетах место эмиссии не указывалось, за исключением некоторых серий, выпущенных в Тире и Малой Азии.130) Антиохийский монетный двор никогда не употреблял какого-либо знака города.131) Поэтому представляются сомнительными попытки искать любой ценой название города в монограмме, помещенной на какой-либо селевкидской [210] монете.132) Даже группа букв, как, например, Asc, ни в коей мере не означает город Аскалон.133)

Комбинации букв, символы, служившие отличительными знаками, обозначали скорее мастерские, а также лиц, ответственных за эмиссию.134) В 145/44 г. до н. э. на тетрадрахмах Антиоха VI появилась пометка Try. В течение двух следующих лет ее сопровождал знак Sta, который отдельно ставился на драхмах.135) Это, вероятно, начальные буквы имен руководителей монетного двора.136)

Наблюдение над эмиссиями облегчалось с помощью нумерации. Цифры 41 и 46 на некоторых монетах Селевка II,137) серия букв, обозначающих цифры, на монетах Филиппа I, где обнаруживаются 3, 4, 8, 12 и подряд от 19 до 27,138) не могут быть отнесены ни к неизвестным эрам, ни к годам правления. Это, очевидно, номера следующих друг за другом эмиссий.

Можно было также нумеровать серии годом эмиссии. Так, даты, выраженные в селевкидской эре, появляются начиная с 201/200 г. до н. э.,139) вначале на бронзовых монетах, выпущенных в Финикии. Мастерские здесь просто продолжали местный обычай отмечать особым знаком эмиссию каждого года. Тетрадрахмы датированы только со 155/54 г. до. н. э., причем начало положила антиохийская мастерская. Но начиная с правления Трифона монетный двор столицы стал помещать ежегодную дату только на бронзовых монетах.140)

Эти даты, естественно, имеют очень большое значение для исследования селевкидской хронологии. Однако, поскольку случалось, что монеты с изображением царя выпускались и после его смерти,141) иногда медлили и с изменением легенды, которая уже не соответствовала реальной действительности. Например, в Париже продолжали выпускать монеты с именем и изображением Людовика XVI даже после 21 января 1793 г.142) Поэтому если на бронзовой медали, выпущенной [211] в 175/74 г. до н. э. в Тире, читается имя царя Селевка, это отнюдь не обязывает нас продлить на год царствование Селевка IV.143) Мы говорим о тетрадрахмах и драхмах Селевкидов, следуя обычаю древних.144) Но если не считать одной золотой и нескольких бронзовых монет (выпущенных при Антиохе III и Антиохе IV145)), ничто в легендах монет не говорило об их стоимости в обращении. Употреблявшаяся при расчетах звонкая монета не соответствовала принятому для денег весовому масштабу. Так, в вавилонских документах в большинстве случаев обусловлены платежи в полновесной монете: 1/3 мины чистого серебра или даже 15 сиклей чистого серебра в полновесных статерах Антиоха.146)

8. Муниципальные эмиссии. Право чеканки монет было признаком суверенной власти и принадлежало царям. Но суверены в виде особой привилегии давали отдельным городам и династам право выпускать свою монету. Так, в 139 г. до н. э. Антиох VII писал первосвященнику Иерусалима Симону: Я дозволяю тебе выпускать свою монету, которая будет обращаться в твоей стране.147) Разрешение, как мы видим, касалось только монет местного обращения. И действительно, одна из статей соглашения, заключенного около 245 г. до н. э. между жителями Смирны и колонистами Магнесии на Сипиле, обусловливает, что последние будут принимать в Магнесии монету, обращающуюся в городе (Смирне).148) Таким образом, муниципальная монета обычно не была принята в обращение вне места своего происхождения. Это была лишь мелкая разменная монета.

Отсюда следует, что разрешение выпускать свою местную монету в принципе относилось только к меди (бронзе) и не включало права выпускать золотые или серебряные монеты, которые могли обращаться на всей территории царства. Филетер Пергамский был единственным, насколько мне известно, лицом, которое получило [212] или присвоило себе разрешение выпускать тетрадрахмы от своего имени, но с изображением Селевка Никатора.149)

При исследовании муниципальной чеканки при Селевкидах следует различать два района и две эпохи: выпуск монет некоторыми эллинскими городами Малой Азии между 281 и 190 гг. до н. э., с одной стороны, и чеканка городов Сирии и Финикии во II в. до н. э. с другой. Изучение монет селевкидских городов Малой Азии затруднено из-за недостаточно точной хронологической их классификации. Так, например, серии монет, приписываемые периоду, следующему за концом правления Атталидов (в 133 г. до н. э.), в действительности принадлежат эпохе Антиоха I около 270 г. до н. э.150) Но все же некоторые наблюдения и при нынешнем состоянии нумизматики представляются оправданными.

Эллинские города Эгейского побережья начиная с персидской эпохи чеканили монету без ограничений. Александр унифицировал чеканку, предписав муниципальным мастерским эталон, надпись и изображение, идентичные его собственной монете.151) Он сохранил за городами право выпускать по их усмотрению только разменную монету. Селевкиды, по-видимому, продолжали монетную политику Александра. Если муниципальные мастерские чеканили серебряные монеты, это были царские монеты. Кубок с одной ручкой из Кимы и другие символы на монетах позволяют, например, приписать некоторые эмиссии мастерским Кимы, Мирины и Фокеи.152) Но это царские серебряные монеты, тетрадрахмы Антиоха II с изображением сидящего на скале Геракла. Монеты, выпущенные от имени народа какого-либо города в селевкидской Азии, например, с надписью Σμυρναίων, всегда были из бронзы или низкопробного серебра.153)

Специальные исчерпывающие исследования монет, выпущенных в нескольких знаменитых городах, таких, как Лампсак,154) Смирна,155) Эфес,156) Илион,157) Александрия в Троаде,158) показали, что [213] в селевкидскую эпоху эти города чеканили только мелкую разменную монету, почти всегда медную.159)

Три города Малой Азии Кебрен в Троаде,160) Траллы161) и Алабанда162) носили при Селевкидах династические имена: Селевкия и Антиохия. Это позволяет датировать монеты, обозначенные этими новыми именами. Они бронзовые. Одна только Алабанда-Антиохия чеканит серебряные монеты. Но эти красивые тетрадрахмы были выпущены около конца III в. до н. э., когда город пользовался независимостью de facto.163)

Если группа ионийских городов (Эфес, Магнесия, Милет, Приена и др.) выпускала в первой половине III в. до н. э. серебряную монету, то это были мелкие подразделения персидского эталона с весом драхмы примерно 5 г.164) Данные особенности исключали обращение этих монет вне области их выпуска.165)

С другой стороны, когда город Мараф в 200 г. до н. э. был подчинен Селевкидам, Антиох III сразу же приостановил выпуск серебряной монеты, дозволив чеканить только медную.166) Таким образом, без грубых преувеличений можно сказать, что чеканку монет, которые могли обращаться на всей территории царства, селевкидское правительство оставляло за собой.167)

9. Чеканка монеты в городах Сирии. Греческие города Малой Азии чеканили разменную монету в силу древнего обычая. Антиох IV предоставил эту же привилегию некоторым городам Сирии и Финикии. Можно очень точно определить дату дарования этой привилегии. Неизданная бронзовая монета города Антиохии, хранящаяся в Берлинском кабинете, имеет дату 144 селевкидской эры, т. е. 169/68 г. до н. э. На лицевой стороне окруженная лучами голова Эпифана, [214] на реверсе, справа, фигура полуобнаженного Зевса.168)

Эти изображения явно связаны с изображениями на царских бронзовых монетах, выпущенных в Антиохии в 169 г. до н. э. или позднее. Таким образом, выпуск муниципальной монеты в Сирии начинается в 169/68 г. до н. э.169)

Привилегированные города при Антиохе IV выпускали только бронзовую монету с изображением царя.170) Это было признанием его верховного суверенитета. На реверсе своих монет города помещали какого-либо идола или символ. В легенде называется или одна только община, выпускающая монету, например Ίεροπολιτων, или на реверсе совместно город и царь, например: βασιλέως Άντιόχου, Τυριών,

К первой группе относятся города Сирии и Киликии: Эги, Антиохия, Антиохия на Саросе (Адана), Антиохия (Нисибис), Антиохия Мигдонии (Эдесса), Антиохия (Птолемаида), Александрия на Иссе, Апамея, Гиераполь (Бамбика), Гиерополь (Кастабала), Лаодикея Приморская, Селевкия Пиерийская, Селевкия на Пираме (Мопсуеста),171) Триполис.172)

Все эти эмиссии прекратились с кончиной Антиоха IV. Они дают нам возможность лучше оценить внутреннюю политику этого царя, о которой мы знаем лишь в связи с его действиями в отношении иерусалимских евреев. Рассматривая выпущенные при этом царе муниципальные бронзовые монеты, мы легко можем констатировать, что тенденция, приписываемая Эпифану современной наукой, по-видимому, не занимала его всерьез. Распространено сейчас мнение, что царь, преследовавший евреев, хотел унифицировать распространенные в его державе культы. Однако, судите сами: Антиох IV позволяет городам, которые с его разрешения выпускают монеты, воспроизводить на них изображения своих богов. Лишь три города избрали для реверса своих монет идол, изображавшийся на царской бронзе: стоящий обнаженный Зевс. Эти города: Антиохия, Антиохия Птолемаида и Эдесса. Другие города, например Селевкия Пиерийская, Александрия на Иссе173) и Апамея, помещали это изображение только на мелких монетах, а на больших изображали различные [215] символы: молнию в Селевкии, Зевса Никефора в Апамее.174)

Прочие города пользовались каждый своими особыми изображениями: Зевс Никефор в Адане, этот же бог и Виктория в Нисибисе,175) Посейдон и дельфины на монетах Лаодикеи Приморской,176) орел в Кастабале,177) Аполлон и Артемида в Мопсуесте,178) конская голова в Эгах,179) Диоскуры в Триполисе. Отсюда видно, что города на своих монетах прославляли особо близких им богов. Дети Латоны в Мопсуесте, Посейдон в Лаодикее Приморской являются богами покровителями этих городов. Орел в Кастабале птица бога Адада.180) Наконец, на монетах, выпущенных в Гиераполе Бамбике, изображен тот же Зевс, что на царской бронзе. Но здесь этот греческий бог дан в сопровождении льва, атрибута Атаргатис, верховной владычицы Гиераполя в Сирии, и поэтому эмблемы священного города.181) Таким образом, и греческие города, и города полуварварские выставляли напоказ на своих монетах, право чеканки которых было дарованной Эпифаном привилегией, свое поклонение особо чтимым у них божествам, даже восточным.182) Это наблюдение [216] тем более показательно, если вспомнить, что лицевая сторона этих монет, сохраненная для символа государства, была везде одинаковой, установленной правительством. Это всегда один и тот же портрет Антиоха IV.

Другая группа муниципальных эмиссий при Антиохе IV включает монеты финикийских городов: Библа,183) Сидона,184) Тира,185) Лаодикеи Ханаана (Берите?),186) Триполиса.187)

Здесь чеканка тоже началась в 169/68 г. до н. э. Легенда двойная: имя царя по-гречески, название города по-финикийски или по-финикийски и по-гречески. Например: βασιλέως Άντιόχου, Σιδωοίων из Сидона. На лицевой стороне голова царя в диадеме, окруженная лучами; на реверсе изображен символ города или идол. Так, на монетах Библа мы видим шестикрылого финикийского Кроноса, на монетах, выпущенных в Лаодикее, Посейдона-Баала188) и Астарту. Астарта, главная богиня Сидона, жрец которой носил титул царь Сидона, на сидонских монетах появляется в виде Европы. И когда мы читаем финикийские легенды этих монет, например Лаодикея, мать Ханаана или Сидон, отец Камбе (Карфагена), Гиппоны, Кития, Тира, то возникает сомнение в правильности теории, представляющей Эпифана ревностным апостолом эллинства.

Финикийские города продолжали эти эмиссии и после смерти Антиоха IV, меняя, естественно, легенду и изображение с каждым [217] новым царствованием. Тир выпускал, таким образом, монеты до 126/25 г. до н. э.; в Библе на монетах представлены Антиох IV, Антиох V, Александр Бала и Деметрий II;189) Сидон прекратил выпуск этой серии при Александре Бале; Лаодикея Финикийская выпускала эти монеты при Антиохе IV, Александре Бале, Деметрий II и Александре Забине.190)

Право чеканить мелкую разменную монету приносило значительные доходы.191) Несколько городов получили эту привилегию вновь на тех же условиях.191a) Антиохия,192) Апамея,193) Киррус,194) Лаодикея Приморская и Селевкия Пиерийская чеканили медную (бронзовую) монету с изображением Александра Балы. Привилегией чеканить монету пользовались Селевкия Пиерийская при Антиохе VII,195) Лаодикея Приморская при Антиохе VIII,196) Дамаск при Деметрии III и Антиохе XII.197)

Но династические войны, которые начиная со 150 г. до н. э. следуют одна за другой, давали городам возможность урвать у центральной власти более широкие привилегии. Города становятся неприкосновенными, получают иммунитет. Они начали чеканить монеты, на которых отсутствовали какие бы то ни было знаки суверенной власти Селевкидов. Уже в 151/50 г. до н. э. Селевкия Пиерийская поместила на лицевой стороне бронзовой монеты голову Зевса вместо царского изображения.198) Те же самые города, заключившие союз с Антиохией и Лаодикеей, выпускают в 149/48 и 148/47 гг. до н. э. монеты с надписью αδελφοί δήμοι.199)

Наконец, несколько городов присваивают себе ту же привилегию. Сюда относятся бронзовые монеты демоса селевкийцев в Газе, выпускавшиеся в период между 148/47 и 113/12 гг. до н. э.,200) медные монеты Селевкии Пиерийской (начиная со 147/46 г. до н. э.),201) [218] Александрии на Иссе,202) Аскалона,203) Антиохии-Тарса,204) Аданы,205) Мопсуесты,206) Лаодикеи Финикийской,207) Лаодикеи Приморской,208) Сидона.209) Особого внимания заслуживают обильные эмиссии антиохийцев в Птолемаиде.210) На лицевой стороне всех этих монет изображено божество, чаще всего Фортуна города.211)

Но цари по-прежнему оставляли за собой чеканку серебряной монеты. Города начинали выпускать тетрадрахмы только после обретения ими независимости. Последняя селевкидская монета, изготовленная в Тире,212) и первая тирская тетрадрахма относятся к 126/25 г. до н. э., когда город объявил о своем суверенитете.213) Монетный двор Сидона прекратил работу на Селевкидов в 112/11 г. до н. э.214) Этот год был началом эры города и его первых тетрадрахм. Селевкия Пиерийская начинает исчисление своей эры со 109 г. до н. э. и с этого времени чеканит серебряную монету,215) поскольку в 109 г. до н. э. царь провозглашает город свободным навсегда и признает его суверенитет, допустив, чтобы подпись Селевкии стояла под соглашением, заключенным между ним и Птолемеем IX.216) [219]

При крушении Селевкидской державы города один за другим сбрасывают с себя зависимость от династии и начинают чеканить серебряные монеты.217) Только одна столица, по видимости, отказывается от этого права. Но это ложная скромность. Город предпочел выпускать для самого себя тетрадрахмы с изображениями селевкидского типа, хорошо известного на всех рынках тогдашнего мира.218) [220]


Назад К оглавлению Дальше

1) Основные каталоги собрания селевкидских монет следующие: Е. Babelon. Catalogue des monnais grecques de la Bibliotheque Nationale. Les rois de Syrie. P., 1890; P. Gardner. British Museum Catalogue of Greek Coins. Seleucid Kings. L., 1878; W. v. Vogt. Journ. intern, d'archeologie numism., XIII, 1911 (Collection de l'Ermitage); Naville. Catalogue (продажи), 1925; N. X. G. Μасdοnald. Catalogue of Greek Coins in the Hunterian Collection. III, 1905. Далее эти публикации обозначаются сокращенно: Bab.; ВМС; Vogt; Naville; Hunter. Coll.

2) Основные исследования по этому вопросу: Е. Т. Newell. The Antioch Mint. American Journal of Numismatic, 51, 1917; следует назвать затем: Ε. Τ. Newell. The First Seleucid Coinage of Tyre; он же. The Seleucide Coinage of Tyre; E. Rogers. The Second and Third Seleucide Coinage of Tyre (Numismatic Notes and Monographs, № 10, 73; 34; 1921, 1936, 1927). Очень полезны также инвентари, составленные J. Rouvier. Numismatique des villes de la Phenicie. Journal intern, de archeol. numism., III-VII, 1900 1904. Ниже эти работы обозначаются сокращенно: Newell; Newell, Tyre и Tyre II; Rоgers; Rouvier.

3) G. А. Reisner, Harvard Excavation at Samaria, I, 1924, с. 252.

4) О. R. Sellers. The Citadel of Beth-Zur, 1933, с. 88.

5) Mc Dowell. Coins from Seleucia on the Tigris, 1935.

6) H. Gaebler. Zeitschr. f. Numismatik, 1924, с. 312.

7) Bab., с. CXV; Vogt, № 684.

8) Η. W. Bell. Sardis, XI, 1, 1916.

9) J. N. Svorouos. Die Mnzen der Ptolemaer, IV, 1908, с. 284.

10) К. Regling. ZfN, 1928, с. 99.

11) В других местах, например в Византии, на селевкидские серебряные монеты ставили штамп (В. Pick. Die Mnzen von Dacien und Moesien, I, с. 153).

12) Ср., например, Bab., с. CLXXXII; A. Sеgrё. Metrologie, 1928, с. 229.

13) Ср. ниже, примеч. 31.

14) Единственная монета Лондонского кабинета: С. F. Hill Numism Chron., 1926, с. 130. Ср. G. Macdonald. ZfN, 1912, с. 95.

15) Ср. в целом Bab., с. CXXVI. Выпуск монет по финикийской весовой системе начинается в 150/49 г. до н. э. в Тире (Rogers, № 1), в Сидоне (Rouvier, V, № 1277), в Лаодикее Финикийской (Rouvier, III, № 450). В Птолемаиде эта эмиссия началась при Трифоне (Rouvier, IV, № 953). О монете, выпущенной в Птолемаиде Птолемеем VI в 149/48 г. до н. э., ср. J. N. Svorouos. Die Mnzen der Ptolemer, IV, 1908, с. 392.

16) См., например, С. F. Hill. ВМС, Phoenicia, 1910, с. CXXXIV.

17) Так, в Тире в 167, 474, 178, 180182 и 185 гг. селевкидской эры (Newell. Tyre II, с. 34); в Сидоне спорадически начиная со 148/47 г до н. э. (Newell, там же, Rouvier, V, № 1265, 1273, 1274).

18) К. Regling. A. Gercke, Ed. Norden. Einleitung in die Altertumswissenschaft3, II, c. 100.

19) Е. Rogers. Numism. Chron., 1919, с. 19.

20) Jos. Antt., XIV, 250.

21) Ср. Bab., Index, s. v. Statere.

22) Cp. G. Macdonald. JHS, 1903, с 108. Монеты, которые Bab. (с. LXXX) приписал Антиоху III, в действительности были выпущены Антиохом II.

23) Последние статеры принадлежат Селевку II.

24) Ср. гирю 55 г. до н. э., найденную в Вавилоне, весом 17 г, с надписью χρυσοι δύο (два золотых); A. Dumont. Melanges d'archeologie, 1892, с. 135.

25) К. Regling. - RE, XV, стб. 2245.

26) Βab., с. LXXX; Newell, с. 13.

27) A. Segr. Metrologie, с. 268.

28) Newell, № 16, 19.

29) Newell, № 62; J. Friedlaender, Α. von Sаllеt. Knigl. Mnzkabinet2, № 426.

30) Η. Volkmann. ZfN, 1924, с. 51.

31) Монета весит больше, чем птолемеевский mnaion (27,84 г), но у нее тот же вес, что у двойного сикля Тира, выпущенного в 104/03 г, до н. э. (G. F. Hill. ВМС, Phoenicia, с. GXXXV).

32) G. F. Hill. Num. Chron., 1927, с. 177.

33) Bab., с. СХХ; Newell, № 128, 129.

34) Newell, № 163.

35) Newell, № 358; ср. Bab., с. CL.

36) Ρоl., XXVI, 1, 8 и XXVIII, 20, 10. Ср. подарок ожерелья из 100 золотых монет, сделанный Филиппом II одному из придворных (А. Wilhelm, J. Keil. Denkmler d. rauhen Kilikien, с 62).

37) Ср. надпись Мнесимаха, цит. выше, гл. V, примеч. 366.

38) Например, антиохийский монетный двор никогда не выпускал монету этого достоинства. Ср. Bab., с. CLXXXII; Newell, с. 137.

39) Bab., с. CLXXXII.

40) Hammer. ZfN, 1908, с. 85.

41) Ε. Pfuhl. Jahrb. d. Deutsch. Archol. Instit., 1930, с. 27.

42) Sidney Smith. Babylonian Historical Texts, 1924, с. 356.

43) Bab., с. CLXXV; ВМС, с. 35; Hunter. Coll., с. 42; ΜсDоwell, с. 20. Дихалк в среднем весит примерно 8 г. Но ср. Newell. Tyre II, с. 16 и сл.

44) Ср. A. Segr. Metrologie, 1928, с. 284; F. Heichelheim. Wirtschaftliche Schwankungen, 1930, с. 24. В I в. до н. э. в Понтийском царстве бронзовая монета весила вполовину меньше принятого в селевкидских монетах веса. Тетрадрахма весила здесь примерно 8 г (Imhoof-Blumer. Numism. Zeitschrift., XLV, 1912, с. 84).

45) Ср. Imhoof-Blumer. Numism. Zeitschr., XLVI, 1913, с. 172.

46) Newell, № 63, 64.

47) Ср. примеч. 33.

48) Bab., № 884. На монете Антиоха VI (Bab., № 986) изображен Антиох IV: Е. A. Sydenham. Num. Chron., 1937, с. 147.

49) Окутанный покрывалом женский бюст на нескольких бронзовых монетах, приписываемых Антиоху III (Bab., № 432), вопреки мнению Карштедта (U. Kahrstedt. Klio, 1910, с. 278), не является изображением царицы Лаодики. Эти монеты принадлежат скорее Антиоху IV (Е. Lederer. Berliner Mnzbltter, 1929, с. 526, примеч. 7).

50) Bab., с. CXXII; Naville, № 1122; G. F. Hill. Num. Chron., 1927. с. 177.

51) Bab., с. СХХХ; W. Wroth. Num. Chron., 1904, c. 307; R. Jamesоn. Rev. Numism., 1905, с. 4.

52) Bab., с. CLII.

53) Bab., с. LXXIV.

54) Newell, с. 19; Newell. Tyre II, с. 11.

55) Ε. Bevan. САН, VIII, с. 713.

56) Селевк I выпустил в 280 г. до н. э. в Пергаме серебряные монеты с этим изображением (Е. Т. Newell. The Pergamene Mint Under Philetaerus, 1936, с. 10).

57) Bab., с. XLVIII.

58) G. Macdonald. JHS, 1907, с. 146.

59) Newell, с. 133.

60) Эти монеты обычно приписывают Антиоху I (например, Bab., с. XL). Их подлинное происхождение определил Imhoof-Blumer. Nuraism. Zeitschr., XLVI, 1913, c. 183. Легенды на них следующие: Βασιλέως Σελεύκου Αντιόχου (Bab., с. XL; В. V. Bead. Num. Chron., 1906, с. 14; Naville, № 815 и сл.), или Βασιλέως Σελεύκου και Άντιόχου (Β. V. Head. Num. Chron., 1906, с. 14; R. Jameson. Rev. Numism., 1905, c. 2), или Βασιλέως Άντιόχου Σελεόκου (Bab., с. XL). Я не вижу никаких оснований к тому, чтобы приписать последние Антиоху I. По мнению Хеда (Num. Chron., с. 14), эти монеты являются имитациями, сфабрикованными в Индии.

61) G. F. Hill. Num. Chron., 1925, с. 20.

62) R. Jameson. Rev. Numism., 1905, с. 2; Bab., с. LXXXVII.

63) Bab., с. LXXXVI. Из монет Молона сохранились только бронзовые.

64) В. V. Head. Historie numorum, 1911, с. 764; G. F. Hill. Num. Chron., 1914, с. 108.

65) Ср. выше, примеч. 61. Монеты Андрагора, вероятно, выпущены были еще при диадохах (G. F. Hill. ВМС, Persia, с. CLVII).

66) См., например, Bab., №1056; Imhoof-Blumer. Die Mnzen im Haag, 1876, c. 81: Βασιλέως Τρυφωνος αυτοκράτορος.

67) Rogers, с. 31. В Тире эпитеты при именах царей на монетах появляются только с правления Антиоха V (Newell. Tyre, с. 31).

68) Rogers, № 131; ВМС, с. 77; Bab., № 1183-1193, 1203-1296.

69) Он назван Деметрий Никатор на цоколе статуи, воздвигнутой Антиохом I Коммагенским в Немруд-Даге (OGIS, 400 = L. Jаlabert, R. Μоuterde. Inscriptions de la Syrie, I, 26).

70) Bab., № 932 и сл., 939 и сл.

71) Newell, с. 57.

72) См., например, Naville, 1193.

73) Новая легенда появляется на медных монетах уже в 168 г. селевкидской эры. Ср. Bab., № 961; Hunter. Coll., с. 69 (а в Тире на серебряных монетах в 167 г. селевкидской эры: Newell, Tyre II, № 124b.).

74) Bab., с. CXXXII.

75) Newell. Numism. Chron., 1924, с. 147. Эта атрибуция была блестяще подтверждена находкой медной монеты с такой же легендой, выпущенной в Селевкии на Тигре. Ср. McDowell. Coins from Seleucia, 1935, с. 26.

76) Bab., № 929-931; ВМС, № 23, 29-32; Hunter. Coll., с. 67. Ср. примеч. 73.

77) Newell, с. 82.

78) Macdonald. ZfN, 1912, с. 97.

79) ВМС, табл. XXI, 5; Lederer. Berlin. Mnzbltter, 1932, с. 5.

80) ВМС, табл. XXI, 6; ср. Bab., с. CLVI.

81) Rouvier, V, № 1265.

82) Rogers, Tyre, № 131.

83) Newell приписывает (№ 189 и сл.) антиохийской мастерской мелкие серебряные монеты с легендой царь Александр.

84) Newell, № 135 и сл., 164 и сл.

85) Rouvier, V, 1233 (Сидон).

86) Bab., № 884 и сл.; ВМС, № 16; Naville, 1151.

87) О медных монетах Александра Балы ср. ниже, примеч. 112-114.

88) Ph. Lederer. Berlin. Mnzbltter, 1932, с. 5. См., например, Bab., № 1567.

89) Bab., № 1571 и сл.

90) Newell, № 434.

91) Newell, № 435.

92) Bab., № 1352; Naville, 1384, 1385.

93) Об этой группе ср. Rogers. Num. Chron., 1919, с. 20.

94) Bab., с. CLII.

95) Об этой мастерской ср. Rogers. Num. Chron., 1919, с. 20. Группа монет, упомянутая в примеч. 93, равно как и тетрадрахма, упомянутая в примеч. 94, вышли из одной и той же мастерской. Ср. примеч. 96 и 98.

96) Из этой мастерской вышли следующие монеты: в 189 г. Naville, 1378, 1379; в 191 г. селевкидской эры: Bab., № 1351; наконец, недатированные монеты, упомянутые в № 1697.

97) Монеты, датируемые 192 г. селевкидской эры, принадлежат трем различным мастерским. Одна из них локализуется в Сидоне (ВМС, с. 86, № 2; Rouvier, V, № 1273). Две другие еще не идентифицированы. Из одной вышли следующие монеты: Bab., № 1359, 1360; ВМС, с. 86, № 3; Hunter. Coll., с. 47, № 2, Naville, 1380; Mionnet. Supplement VII, с. 63, № 324.

98) Naville, 1382; ВМС, № 86, 6; Mionnet. Suppl. VIII, с. 63, № 325, 326, 328.

99) Newell, с. 90; ср., например, Bab., 1361.

100) Naville, 1387 (на реверсе: алтарь Зевса Долихена).

101) Нет никаких оснований полагать вслед за Ленорманом (F. Lenormant. La monnaie dans l'antiquite, III, 1879, с 247), что αργυροκοπεια Антиохии, упоминаемые Полибием (XXVI, 10, 3), были монетными дворами, а не просто ювелирными мастерскими. Ср. R. Mnsterberg. Num. Zeitschrift, LVIII, 1925, с. 30; L. Rоbert. Villes d'Asie Mineure, c. 189, примеч. 1.

102) McDowell. Coins from Seleucia, 1935.

103) Η. I. Bell. Sardis, XI, 1, 1916.

104) К. Rеgling. ZfN, 1928, с. 92.

105) Ο. Ε. Sellers. The Citadel of Beth-Zur, 1931, с. 88. Ср. L. Waterman. Excavations at Sepphoris, 1937, с 37, № 2. Этот тип помещен у Бабелона под № 572.

106) G. A. Reisner. Excavations at Samaria, I, 1924, с. 258. Из 113 селевкидских монет 39 типа Bab., № 572.

107) Bab., № 791.

108) McDowell. Coins from Seleucia, № 49.

109) Allote de la Fuуе. Memoires de la dlg. en Perse, XXV, c. 3, № 2, с. 89, № 4.

110) Там же, XX, с. 22, № 1; ср. Bab., с. XXXV.

111) Allote de la Fuуе, XX, с. 21, № 9.

112) Bab., № 886. Ср. легенду βασιλέως Άλεξάνδρου в Сузах (Mm. Perse, XX, с. 26).

113) Bab., № 850.

114) ВМС, № 33; Hunter. Coll., с. 61, № 19.

115) McDowell. Coins from Seleucia, № 128.

116) Allote de la Fuye, XX, с. 24, № 12.

117) Там же, XXV, с. 3, № 3; ср. Newell, Tyre II, с. 3 об одном типе изображений на бронзовых монетах Тира.

118) McDowell. Coins from Seleucia, с. 47.

119) Bab., с. LI.

120) Rostovzeff. Yale Classical Studies, III, с. 53, примеч.

121) Например, в Бетцуре нашли только один экземпляр бронзовой монеты типа Bab., № 548, между тем как в Селевкии на Тигре этот тип представлен 43 экземплярами.

122) Так можно будет объяснить изображение македонского щита на бронзовых монетах Антиоха I (Bab., № 167, 190. Ср. L. Robert. Antiquite classique, IV, с. 163).

123) Rogers, Tyre, с. 12, 31.

124) Η. V. Fritze. - W. Drpfeld. Troia und Ilion, II, с. 478, примеч. 6.

125) Imhoof-Blumer. Nomisma, VIII, с. 6.

126) Bab., с. CXXXII.

127) Bab., с. CLVI.

128) Ср. выше, примеч. 88.

129) Newell, с. 12.

130) Ср. Newell, Tyre, № 11, 21 знаком на монетах является палица Геракла. Ср. ниже, примеч. 152.

131) Newell, с. 3.

132) Так, селевкидские монеты постоянно приписывают мастерской Кизика (например, Ern. Meyer. Grenzen der heilenist. Staaten, с. 124). Гипотеза не только не обоснована (ср. Н. Gaebler. Nomisma, XII,, с. 26), она просто невозможна: Кизик не принадлежал Селевкидам.

133) Newell. 12. См. ниже, примеч. 169.

134) Newell, с. 12; Rogers, с. 7.

135) К. Regling. ZfN, 1904, с. 135; Newell, с. 69. Другие инициалы, обнаруженные на селевкидских монетах, собраны у R. Mnsterberg. Numism. Zeitschr., XLV, 1912, с. 110.

136) Знак Try расшифровывают как подпись Трифона, опекуна Антиоха VI (Bab., с. CXXXVII). Возможно, это просто начало имени главного откупщика. Ср. подпись Зоила на монетах Филиппа V и Персея (Mamroth. ZfN, 1929, с. 4).

137) G. F. Hill. Num. Chron., 1923, с. 235.

138) Rogers, - Num. Chron., 1919, с. 70; ср. Е. Bickermann. Chronologie, 1933, с. 34 (см. Э. Бикерман. Хронология древнего мира. М., 1975, с. 69).

139) Rouvier, VI, № 1825 (Тир). Ср. ВМС, Phoenicia, с. СХХ.

140) Newell, с. 81.

141) Bab., с. CLXII; Е. Pfuhl. Jahrb. d. Deutsch. Archol. Inst., 1930, с 25 (монеты Антиоха IV с изображением Селевка IV: ВМС, табл. XI, 1; JHS, 1928, табл. VIII, № 1).

142) А. Вlаnсhet, A. Dieudonn. Manuel de numismatique francaise, II, 1916, с. 49.

143) Newell, Tyre, № 27; Bab., с. XGI. На другой монете легенда царь Антиох была исправлена на царь Селевк (Lederer. ZfN, 1925, с. 224). Е. Т. Newell (Pergamene Mintunder Philetaerus, 1936, с. 21) собрал монеты, выпущенные в Пергаме с именем Селевка I уже после его смерти.

144) Е. Babеlon. Tratte, I, с. 445.

145) Ср. выше, примеч. 44.

146) См., например, М. Rutten. Contrats, с. 149, 160. J. Коhler, А. Ungnad. Hundert ausgewhlte Urkunden, № 92 (контракт 218/17 г. до н. э.): статеры Антиоха по вавилонскому исчислению. Ср. О. Krckmann, с. 14 и 68.

147) I Macch., 15, 6. Эти монеты Симона пока еще не найдены. Попытка приписать этому первосвященнику серебряные сакля и полусикли с надписью (по-древнееврейски) Иерусалим священный (ср. Е. Sсhrer. Gesch. d. judischen Volkes, I, с. 762) совершенно ошибочна. Прежде всего невероятно, что Симон получил право выпускать серебряные монеты. Его преемники выпускали только бронзу. Затем монеты, о которых идет речь, не обнаруживаются в эллинистических слоях поселений, раскопанных в Палестине (G. F. Hill. Num. Chron., 1922, с. 133; ср. Bickermann. Der Gott der Makkaber, с 175, примеч. 7).

148) OGIS, 229, стк. 55: δεχέσθωσαν δε και εμ Μαγνησίαι το νόμιομα το της πολεως [ενν]ομον.

149) Ср. Newell, с. 23; ср. также серебряную монету с арамейской надписью, выпущенную династами в Персии: G. F. Hill. ВМС, Persia, с. CLX.

150) L. Robert. BCH, 1933, с. 467; Rev. Numism., 1936, с. 271.

151) Ср. REG, 1934, с. 349.

152) G. Macdonald. JHS, 1907, с. 150. Мне непонятно, из чего он выводит, что между тремя названными городами существовала монетная конвенция. Какими, собственно, могли быть природа и цель такого союза?

153) Ср. В. V. Head. ВМС. Ionia, с. XLVII; он же. Hist. immor., с. LXVI. Впрочем, общее мнение нумизматов таково, что в период македонского владычества подчиненные города Азии только в исключительных случаях выпускали серебряную монету (К. Regling. Wrterbuch der Mnzkunde, 1930, с. 429). Тетрадрахмы этих городов относятся к периоду после победы Рима в 190 г. до н. э. Так, клады, зарытые в III в. до н. э., не содержали этих тетрадрахм (К. Regling. ZfN, 1928, с. 101).

154) Η. Gaebler. Nomisma, XII, 1923, с. 24.

155) J. G. Μilne. Num. Chron., 1923, с. 1; 1927, с. 3.

156) В. V. Head. Num. Chron., 1880. Алабанда получила название Антиохии между 260250 гг. до н. э. L. Robert. Etudes deliennes. BCH, Suppl. I, 1970, с 460 (BE, 1974, 384).

157) Η. V. Fritze. - W. Drpfeld. Troia und Ilion, II, с. 478.

158) Η. V. Fritze. Nomisma, VI, с. 27; ср. К. Rеgling. ZfN, 1928, с. 117.

159) Тетрадрахмы Эфеса, Милета, Эритр и т. д., выпущенные па основе финикийского эталона, вероятно, относятся ко времени диадохов. В Эфесе выпуск этой серии монет прекратился еще до владычества Лисимаха (около 295 г. до н. э.). Ср. K. Regling. Die Mnzen von Priene, 1927, с. 128, примеч. 258.

160) Imhoof-Blumer. Kleinas. Mnzen, I, c. 43; K. Regling. JIAN, VI, с. 174.

161) Imhoof-Blumer. Lydische Stadtmnzen. Revue Suisse de numismatique, 1897, с 169. Ср. L. Robert. Rev. de Phil., 1934, с. 289.

162) Ε. Babelon. Rev. Numism., 1890, с. 417.

163) Pol., XVI, 24, 6 и 8; Liv., XXXIII, 18, 7. Ср. ВМС, Caria, с. XXVII. О находках этих тетрадрахм см. Waddington. Melanges de numismatique, II, с. 6, и W. Kubitschek. Numism Zeitschr., XLVI, с. 212.

164) J. G. Milne. Num. Chron., 1924, с. 19; К. Regling. Die Mnzen von Priene, 1927, с. 130, примеч. 264.

165) К. Rеgling, там же, с. 4 и 129.

166) Ср. G. F. Hill. BMC, Phoenicia, c. XLII. При Селевкидах выпускалась серия монет с изображением Зевса и финикийской легендой. Она продолжалась и при Цезарях (там же, с. 125). В Марафе, естественно, следовали селевкидской эре. Ср. W. Ottо. Beitrge, с. 15.

167) Заметим, например, что в кладе, найденном в Ираке (Е. Т. Newell. Num. Chron., 1924, с. 145), или среди найденных в Ниневии монет (Нill. Num. Chron., 1931, с. 160) почти все селевкидские тетрадрахмы были производства антиохийской мастерской.

168) Ср. Bab., № 624: монеты той же серии, но без дат. Берлинский экземпляр происходит из коллекции Мореля (1908/5). Царская бронза: Newell, с. 24; Bab., № 559.

169) Даты 144 и 145 селевкидской эры встречаются также на загадочных бронзовых монетах Bab., № 652-653. На основании знака мастерской As эти монеты приписывают городу Аскалону. Но эти буквы ни в коей мере не указывают на наименование Аскалон (Imhoof-Blumer. Numism. Zeitschr., 1913, с. 178).

170) В целом ср. Bab., с. CI; Head. Hist. mimor., с. 763.

171) Монета из Мопсугесты, ВМС, Lycaonia, с. 103, не имеет изображения Антиоха IV (Imhoof-Blumer. Kleinas. Mnzen, II, с. 473).

172) На лицевой стороне монет Триполи изображены рядом головы Антиоха IV и Лаодики (Hunter. Coll., с. 52, № 76,147 г. селевкидской эры). Rouvier, VI, с. 17, № 1628-1629.

173) Imhoof-Blumer. Kleinas. Mnzen, II, с. 429, табл. XVI, 20.

174) Неизданная монета, хранится в Берлине.

175) ВМС, табл. XIII, 7.

176) Imhoof-Blumer. Monnaies grecques, 1883, с. 439.

177) Imhoof-Blumer. ZfN, 1883, с. 267, табл. X, 1.

178) Imhoof-Blumer. Kleinas. Mnzen, II, с. 486; Ε. Babelon. Rev. Numism., 1920, с. 112.

179) Imhoof-Blumer. Kleinas. Mnzen, II, с. 423, табл. XVI, 7.

180) Ср. P. C. V. Вaur. The Excavations at Dura, III, с. 110. Орел излюбленное изображение также на монетах города императорского периода.

181) Н. Seyrig. Syria, 1939, с. 299. Относительно символов Атаргатис (лев) и Адада (орел, бык) см. Н. Seyrig. Syria, 1939, с. 190; P. V. Вaur. Excavations at Dura-Europos, Preliminary Report, III, 1932, с. 100, 112; G. F. Hill. Proceed. British Acad., 5 (19111912), с. 484; Н. Seyrig. Rev. Numism., 1971, 13; Β. Hruda. Ε. Εbeling. Real-Lex, der Assyriologie, III, с. 486, 493. Заметим, что лев не был атрибутом Геры. S. Εitrem. RE, VIII, стб. 383.

182) С моей точкой зрения не согласились два больших ученых, почтившие меня своей дружбой: покойный Н. Seyrig (Syria, 1939, с. 299) и L. Robert. (A. Dupont-Sommer, L. Robert. La desse de Hierapolis Castabala, 1964, с 99). Если на этот раз я не склоняюсь перед их авторитетами, это объясняется тем, что здесь, как мне кажется, все дело в недоразумении. Робер пишет: Мне представляется обоснованным предположение, что орел на монетах Кастабалы свидетельствует, что Антиох IV ввел культ Зевса Олимпийского в святилище Перасии (La deesse, с. 98). Меня эта гипотеза удивляет. Следует ли допустить, что туземная богиня внезапно получила в компаньоны Олимпийца? Что последнему в этом чужеземном святилище приносили жертвы согласно ритуалу храма в Олимпии (или Антиохии)? Что к этому чужеродному богу обращались с греческими молитвами и на греческом языке? Этому нельзя было бы найти параллелей. (О переносе культа ср. L. Robert. Hellenica, XIII, с. 24.) Заимствуем лучше у Л. Робера (с. 95) объяснение аналогичного случая. Перед нами монеты другого священного города (Гиераполь) с восточным святилищем большого значения. Богиня владычица этого города называется на монетах Νικηφόρος θεά и изображена там с чертами Афины Никефорийской. Но она остается Ма, богиней Команы, культ которой, как мы знаем, сохраняет свой традиционный и негреческий характер. То, что проявляется в нем греческого, это лишь оболочка греческого обычая. Точно так же богиню Кастабалы, одну из форм Кибелы, туземные почитатели всегда называют Kubaba, а на монетах она отождествляется с греческой богиней Полиадой (Robert. La deesse, с. 93). Допустим, что для администрации Антиоха IV и для греческих посетителей и т. д. орел обозначал Зевса. Но кем выступал этот Зевс для жрецов и почитателей богини? По всей вероятности, Ададом, атрибутом которого был орел. И действительно, клинописные документы свидетельствуют, что Кубаба пришла в Кастабалу в Киликии из Кархемиша, большой цитадели на среднем Евфрате в Северной Сирии (Dupont-Sommer, с. 8-9), где наряду с ней чтили великого бога грозы Адада. Ср. предыдущее примечание.

Точно так же (чтобы не привлекать другие авторитеты, кроме названных) боги, именуемые Аресом в греческих надписях Сирии, на юге и в центре Малой Азии, являются воинственными туземными богами (в Сирии, например, это боги арабских племен), номинально отождествленными с одним из олимпийских божеств (Н. Seyrig. Syria, 1970, с. 77-112; L. Robert, Hellenica, X, 1955, с. 77). Я не вижу, почему Зевс в Кастабале или Зевс в Иерусалиме должны быть исключением из этого общего правила. Прибавим, что даже в Селевкии Пиерийской, македонской колонии, Зевс был не чем иным, как туземным фетишем, изображавшимся в виде молнии (Н. Seyrig. Syria, 1939, с. 27).

183) J. Rouvier. JIAN, IV, 1901, с. 42.

184) J. Rouvier. JIAN, V, 1902, с 121. Но невероятно, чтобы монеты с финикийской легендой и изображением Тюхе (Rouvier, с. 121; ВМС, Phoenicia, № 87 и сл.) относились к царствованию Эпифана. Ср. U. Kahrstedt. Syrische Territorien, 1926, с. 81, примеч. 3.

185) Newell, Tyre, № 38 и сл.; он же, Tyre II, с. 14.

186) Rouvier. - ΠΑΝ, III, 1900, с. 266. Относительно отождествления этого города с Берите ср. Μ. Holleaux. ВСН, 1933, с. 11, примеч. 5.

187) Легенда монеты выпуска 147 г. селевкидской эры из Триполи (ср. выше, примеч. 172) содержит одно только царское имя по-гречески (Bab., № 692).

188) G. F. Hill. THS, 1911, с. 67.

189) Rouvier, V, 1901, с. 42.

190) Rouvier, III, 1900, с. 266.

191) Ср. в целом Bab., Index, названия городов.

191a) Ср. Н. v. Fritze. Nomisma, I, с. 4.

192) Ср. A. Dieudonne. Rev. Numism., 1927, с. 13 (дата 163 г. селевкидской эры).

193) Датированные монеты (163 г. селевкидской эры = 150/49 г. до н. э.): Bab., № 918; U. Boissevain. Griech. Mnzen d. Akademie zu Amsterdam, 1912, с. 167.

194) Bab., с. CXXV; Hunter. Coll., с. 66 (монеты, датированные 164 г. селевкидской эры).

195) G. Macdonald. ZfN, 1912, с. 99, № 27.

196) В 184186 гг. селевкидской эры Сидон выпустил также серию монет с изображением Деметрия I (Bab., № 1251).

197) Bab., 1578; ВМС, Galatia, и т. д., табл. XXV, 11; Hunter. Coll., с. 112.

198) Newell по Welles, с. 292 (Селевкия). Относительно Апамеи см. Mionnet. Description, V, с. 219, где приводятся монеты, датированные 160 и 163 гг. селевкидской эры.

199) Dieudonne. Rev. Numism., 1927, с. 8.

200) G. F. Hill. BMC, Phoenicia, с. LXIX; ср. Der Gott der Makkaber, с. 62.

201) BMC, Galatia, с 270; Hunter. Coll., с. 212.

202) Imhoof-Blumer. Kleinas. Mnzen, II, с. 429.

203) F. Hill. BMC, Palestine, с. LIV. Надпись гласит: Άσκαλωνίτων δήνου (sic). Монеты выпущены до 112/11 г. до н. э., когда город получил титул священный. Но дата ЕМ(p) = 168/67 г. до н. э. на монете, упомянутой у G. F. Hill, с. 205, № 7, остается невероятной.

204) G. F. Hill. ВМС, Lycaonia, с. LXXXV и с. 177. Но монеты Эг (там же, с. 20), одна из которых (№ 14) датирована 160 годом, вероятно, относятся к императорскому периоду. Imhoof-Blumer. Kleinas. Mnzen, II, с. 426. Во всяком случае, вопреки предположению Хилла (G. F. Hill. Num. Chron., 1917, с. 18), на этой монете не изображен какой-то обожествленный Селевкид.

205) Imhoof-Blumer. Kleinas. Mnzen, II, с. 422; W. Wroth. Num. Chron., 1904, с. 305, № 27.

206) Сюда относятся редкие бронзовые монеты, соответствующие следующему описанию: увенчанная лавром голова Зевса; на реверсе: зажженный алтарь. Легенда: Σελευκέων των προς τωι Πυράμωι (Βab., c. CVI). Автономные монеты с надписью Μοψεάτων (G. F. Hill. ВМС, Lycaonia, с. 103) скорее следует отнести к периоду независимости Киликии, около 100 г. до н. э.

207) G. F. Hill. ВМС, Phoenicia, с. 51.

208) W. Wroth. ВМС, Galatia, с. 247.

209) G. F. Hill. ВМС, Phoenicia, с. 155.

210) G. F. Hill, там же, с. LXXIX. Монеты датированы от 127/26 до 111/10 г. до н. э. Но город на них именуется священный и неприкосновенный уже в 126/25 г. до н. э. Недатированные монеты без этого почетного титула, должно быть, более ранние. Их в большом количестве нашли в Самарии, разрушенной около 108 г. до н. э. (G. А. Reisner. Harvard Excavations at Samaria, I, с 251). Ср. Ε. Bickermann. Der Gott der Makkaber, с 62, примеч. 3.

211) Я не упоминаю автономные монеты, относимые к селевкидской эпохе на основании только стилистических признаков, например монеты Селевкии на Каликадне, Сол, Эпифании и др.

212) Bab., № 1211.

213) Hill. ВМС, Phoenicia, с. 233.

214) Bab., 1456; Rouvier, V, № 1281.

215) Hunter. Coll., с. 213.

216) Welles, 71.

217) Последняя известная в настоящее время царская монета Аскалона датируется 109/08 г. до н. э. (Hill. ВМС, Palestine, с. XLVIII). Эра города начинается в 104 г. до н. э. Полновесная серебряная монета Аскалона встречается редко. Тетрадрахма финикийского веса 20-го года (ZfN, 1912, с. 103, № 38) в действительности относится к 84 г. до н. э. Издатель приписывал ее времени Антиоха VIII, исходя из эры, которая является воображаемой. Сходная ошибка допущена и при описании тетрадрахмы Bab., № 1403; это монета с изображением Птолемея XV (G. F. Hill. ВМС, Palestine, с. XLVIII, примеч. 3). Точно так же недопустимо приписывать монеты Антиоха X (JIAN, 1903, с. 19), даже Деметрия III (ZfN, 1912, с. 106, № 45) мастерской города Триполиса и т. д.

218) Newell. Num. Chron., 1919, с. 62; G. F. Hill. Num. Chron., 1927, с. 203; 1931, с. 160; A. Dieudonne. Rev. Numism., 1927, с. 14.

 

Сайт создан в системе uCoz