Глава вторая

Глава вторая.
Царский двор

§ 1. Церемониал двора. Вокруг монарха группировались придворные. Он был центром этого общества, непременным участником его жизни, обязанным соблюдать принятые там правила приличия: требования этикета распространялись и на царя. За демократические причуды Антиоха IV, который посещал лавки и мастерские, был завсегдатаем общественных бань, изображая себя царем передовых взглядов, поклонником республиканской простоты римлян, его наградили насмешливой кличкой «сорвиголова».1 Посидоний Апамейский серьезно и с явным порицанием замечает, что Антиох IV осмеливался, отправляясь на охоту, покидать дворец без ведома двора, один, без придворных, в сопровождении двух-трех рабов.2 Антиох III, чтобы обойти регламентированный дворцовый порядок, притворялся больным.3

Мы почти ничего не знаем о принятом при антиохийском дворе церемониале. Обращаясь к царю, его именовали «государь»4 или, возможно, добавляли еще его собственное имя, например «царь Селевк».5 Покидая его, применяли приветственную формулу типа «будьте здоровы».6 Принимая посетителей, царь протягивал им руку или даже обнимал их.7 [32]

Случайно сохранились некоторые сведения о церемониале траура. Царь облачался в черное,8 дворец «закрывался»,9 видимо, прекращались аудиенции и приемы. Траур длился «несколько дней»10 — вероятно, девять в соответствии с греческим обычаем.

Существовали правила и относительно одеяния царей.11 Официальной одеждой его, как для всех преемников Александра, была македонская военная форма,12 подходящая для охоты и войны в Балканских горах,13 но достаточно стеснительная под палящим сирийским солнцем. Она состояла из сапог,14 хламиды15 и широкополой шляпы. На войне шляпу заменяли македонским шлемом.16

«Царское одеяние»17 было из пурпура. Во время войны18 и в мирное время лоб царя обвивала повязка, то ли стягивавшая волосы, как это видно из изображений на монетах и портретов,19 то ли окружавшая царскую шляпу.20 По пурпуру и этой белой диадеме21 все уже издали опознавали царскую особу. Плутарх упрекает соперничавших между собой принцев селевкидского рода, что они погубили державу в своей борьбе «за пурпур и диадему».22 Пурпурные одежды носили и придворные, диадема же была [33] исключительным знаком царственности и потому — ее символом.23 Когда Птолемей Керавн, убив Селевка I, явился перед армией, его голову украшала диадема.24 Селевк II, потерпев поражение и вынужденный бежать, бросает злополучную повязку.25

Наконец, говоря о знаках царской власти, не следует забывать кольца с выгравированным на нем якорем — эмблемой династии.26 Кольцо служило печатью. Антиох IV перед смертью оставил регенту Филиппу диадему, царское одеяние и кольцо.27 Публично царь всегда появлялся в этом официальном облачении.28 Вполне понятно, что поведение Антиоха IV, бродившего по улицам своей столицы одетым в римскую тогу, с венком из роз на голове, вызвало в Антиохии скандал.29

Царь жил во дворце. Дворец называли по-гречески αυλή,30 или τα βασίλειον,31 или τα βασίλεια.32 Дворцы были не только в Антиохии,33 но и в других городах: в Сардах,34 в Селевкии на Тигре,35 в Сузах,36 Мопсуесте,37 в Габах38 и даже в Гиркании.39 Персидские дворцы в Экбатанах при Селевкидах пустовали.40 [34]

В походе царь имел свою палатку.41 Официальным наименованием царской резиденции было, по-видимому, всегда «царский двор».42

Само собой разумеется, что царь был хорошим наездником и хорошим фехтовальщиком.43 В источниках сохранились лишь рассеянные упоминания о царской охоте. Селевкиды были страстными охотниками.44

День царя начинался рано, с «процедуры вставания». С наступлением дня придворные и «друзья» являлись к царю.45 Даже во время похода они находились в его палатке уже на рассвете. Великий везир, о επι των πραγμάτων, являлся в то же время.46

День был заполнен всякого рода делами. Прежде всего государственная корреспонденция. Известно шутливое высказывание престарелого Селевка I, сохранившееся у Плутарха: «Если бы люди знали, какое бремя возлагают на царей письма, которые они должны диктовать и читать, никто не поднял бы диадему, даже если бы она валялась на земле».47

Затем следовали аудиенции. Достаточно вспомнить, что, как правило, царь сам принимал всех послов и лично вел переговоры.48 При этом не только иностранные государства, но еще чаще многочисленные города его собственной державы посылали к царю делегации по любому поводу. Это дает представление о повседневной работе селевкидского государя.

К этому присоединялись аудиенции частным лицам, которые добивались правосудия.49 Александру Забине приписывают по крайней мере одну хорошую черту: во время этих сеансов он проявлял милосердие.50

Существовала еще обязанность представительства; например, царь председательствовал на больших празднествах в Антиохии и в других местах.51

Вечера отводились пирам. Селевкиды любили хорошо поесть. Большинство из них обвиняют в пристрастии к пьянству. Если [35] взглянуть на список алкоголиков у Элиана, то там сразу же обнаруживаются четыре Селевкида.52 Согласно Филарху,53 Антиох II во время аудиенции лишь изредка бывал трезвым; Птолемей VII упрекал Антиоха IV за его пиры,54 хотя, впрочем, его собственная репутация была немногим лучше. Об Антиохе VII, убитом на поле боя в войне с парфянами, победитель будто бы сказал, что «во время своих великих попоек он надеялся проглотить до последней капли царство Аршакидов».55

Во время пиров царь сидел за одним столом со своими гостями;56 распределялись подарки,57 выступали мимы, певицы, куртизанки, философы.58 У Антиоха VII даже в обычные дни стол был накрыт для широкого круга людей, вдобавок сотрапезники еще увозили с собой тележки, заполненные съестными припасами и посудой.

Античные историки охотно рассказывают подобные анекдоты, дающие им повод расточать упреки и проповедовать мораль. Тем не менее царская роскошь, по-видимому, действительно поразила воображение современников. Если отбросить явно вымышленные истории,59 все же остаются некоторые любопытные черты. На афинской сцене звучали насмешки над изобилием60 и роскошью61 стола Селевкидов. Один автор рассказывает, как царь обеспечивал себя свежей водой.62 Полибий не упускает случая сообщить, что царица Береника получала воду из Нила.63 Даже после падения державы последние сокровища Селевкидов продолжали вызывать восхищение и чувство зависти у римлян.64 Еще Цицерон упоминает золотые кубки, принадлежавшие детям Антиоха X, «украшенные, как это принято у царей, особенно в Сирии, прекрасными самоцветными камнями».65

Само собой разумеется, что жизнь царя представлялась его подданным вершиной счастья. В мемуарах Птолемея VII сохранился почти трогательный анекдот на эту тему: однажды Антиох IV, купаясь в общественной бане, приказал принести ему туда дорогие [36] благовония. Какой-то простолюдин воскликнул: «Как вы счастливы, государь, что источаете такой аромат».66

§ 2. Дом царя. Вокруг царя группировались придворные, οι περι την αυλήν, как их называли в эллинистический период.67 Среди них можно различить две группы: «дом царя» и «друзья» властелина. Интендантство двора, по-видимому, называлось «службой».68 Оно включало рабов,69 евнухов70 и всякого рода челядь,71 которая повсюду сопровождала царя.72 Только Антиох IV, известный своей экстравагантностью, любил покидать дворец без ведома челяди и бродить по городу в сопровождении «двух или трех спутников».73

Домашняя прислуга, естественно, разделялась по специальностям. Один из персонажей аттической комедии следующим образом определяет свою профессию: «Я был изготовителем соусов (αβυρτάκης) Селевка».74

Следует различать собственно домашних слуг, состоявших в основном из рабов, и сановников двора. Из одной делосской надписи мы узнаем, что некий Кратер был последовательно воспитателем наследного принца, главным врачом, камергером царицы.75 В других текстах упоминаются старшие шталмейстеры, старшие гофмаршалы дворца.76 Часто встречаются царские врачи, пять из которых нам известны,77 в том числе один «главный врач». Впрочем, неясно, был ли этот титул нововведением последних царей, или он существовал уже в III в. до н. э. [37]

К «военному дому» царя принадлежали адъютанты и пажи. Адъютанты называются συματοφύλακες, что буквально означает «телохранители».78 Но их следует отличать от спутников δορύφοροι (букв, «копьеносцы»), в обязанность которых входило эскортировать царя и охранять резиденцию царского двора.79 Соматофилаки привязаны к особе суверена, остаются с ним день и ночь.80 Весьма вероятно, что они делились на группы, которые попеременно несли службу.81 Когда Ахея, захваченного посредством предательства, привели ночью в палатку Антиоха III, царь, отпустивший до этого придворных, был там один, с двумя или тремя соматофилаками.82 Общее число последних, во всяком случае, превышало «двух-трех человек». Антиох I присвоил звание соматофилака двум сыновьям «прихлебателя»,83 что шокировало всех. В Египте во II в. до н. э. нередко случалось, что «адъютанты» (αρχισωματοφύλακες) одновременно были стратегами и другими должностными лицами в провинциях державы. Эту аномалию пытаются объяснить, предполагая, что титул «телохранитель» превратился в чисто почетный, подобно титулам современных придворных сановников.84

Однако представляется более вероятным, что большое число «адъютантов» создавало возможность поручать некоторым из них другие функции. При Селевкидах соматофилаки были привязаны также к различным царским резиденциям. Так, в Сузах около 170 г. до н. э. мы находим не только «великого гофмаршала дворца», но и соматофилака.85 Надпись парфянской эпохи86 подтверждает предположение, что подразделение соматофилаков несло активную службу не только возле царской особы, но также и в местах его обычного пребывания, даже в его отсутствие.

Корпус пажей, «царских детей» (Βασιλικοί παίδες), был при Александре «питомником полководцев и наместников».87 Весьма вероятно, что Селевкиды следовали этому примеру Александра и формировали вокруг себя на придворной службе кадры своих [38] преданных агентов. Полибий упоминает мимоходом, что один высший офицер был прежде пажом.88 Число пажей при Антиохе IV достигало шестисот.89

Наряду с этими слугами и функционерами следует отметить лиц, которые «во дворце были завсегдатаями».90 Сюда относятся любовницы,91 мальчики — любимцы царя,92 различного рода сотрапезники, мимы, шуты, танцоры и танцовщицы — одним словом, «параситы».93

При антиохийском дворе трудились скульпторы, художники.94 Другую группу составляли литераторы.95 Это были философы, например эпикуреец Филонид, который явился к Антиоху IV в сопровождении целого кортежа «филологов» и сумел остаться в милости и при Деметрии I и при Александре Бале.96 Цари имели придворных историографов, например Мнесиптолема,97 приглашали поэтов, например Арата,98 Эвфориона,99 назначенного Антиохом III главой библиотеки, Симонида, посвятившего героическую поэму подвигам этого же царя.100 Вспомним, наконец, стихоплетов, [39] воспевавших волосы Стратоники. Эта Венера была, увы, лысой.101

Трудно сказать, в какой мере литература, искусства и науки привлекали представителей династии Селевкидов.102 Активность самих членов царского дома в этой области представлена лишь изобретением противоядия Антиохом VIII.103 Однако первые два царя (а впоследствии Антиох IV), посылавшие экспедиции в Индийский океан, Каспийское море, на Восток,104 способствовали этим расширению географических представлений. К концу своей жизни Селевк I мечтал о канале, соединяющем Каспийское море с Черным.105 Правда, активность Селевкидов в этом направлении преследовала скорее торговые, чем научные, цели. Так, Селевк I пытался насадить в селевкидской Аравии культуру индийских пряностей, одного из наиболее важных предметов международной торговли того периода.106

Интеллектуальная жизнь эпохи находила свое выражение преимущественно в философских диспутах. Антиох II стремился привлечь к своему двору Ликона, главу школы перипатетиков.107 Антиох IV вначале испытывал отвращение к саду Эпикура, но, поддавшись влиянию Филонида, изменил свое отношение.108 Последний оставался в милости даже при Деметрии I, смертельном враге Эпифана.109 Александр Бала склонялся к стоицизму.110 По крайней мере он приглашал философов на свои пиры. Как мы видим, при антиохийском дворе постоянно находились представители той или иной философской школы. Так, рассказывают, что некий индийский принц попросил «царя Антиоха» продать ему сухие фиги, молодое вино и «философа». Царь будто бы ответил ему, [40] что не в греческом обычае продавать философов.111 Он был тактичен и не добавил, что они сами с готовностью предлагали себя, и притом по дешевой цене.

§ 3. Придворные («друзья» и «родственники»). Наряду с царским домом и более или менее временными гостями монарха существовали лица, которые, не занимая определенных должностей, были все же составной частью царского двора. По-гречески их называли «друзья царя» (φίλοι του βασιλέως).112 Такое наименование предполагает известную близость его носителей к особе монарха. Φίλος — не придворный абстрактного суверена, а друг определенного царя — Селевка, Антиоха.113 Некий Кратер, «воспитатель» принца Антиоха (IX), называется к одной надписи «старым первым другом царя Антиоха».114 И действительно, каждый царь и каждый принц имели своих собственных «друзей». Автор упомянутой выше надписи в честь Кратера сам является одним из «первых друзей» того же принца Антиоха. Когда Селевк IV в бытность еще наследным принцем бежал с поля битвы у Магнесии, его сопровождали «друзья».115 Новый царь мог, разумеется, сохранить «друзей своего отца»,116 мог проявить и враждебность к ним,117 но если уж они становились его «друзьями», то только в результате нового пожалования. Так, например, Маккавей Ионатан получает этот придворный «диплом» последовательно от Александра Балы, Деметрия I и Антиоха VI. Я употребляю слово «диплом», ибо Ионатан был внесен в официальный список «друзей».118 «Друг» царя не просто его добрый товарищ. Строго говоря, выражение такой-то «друг царя Антиоха» неточно. Официально скорее это означает «принадлежит к категории друзей царя Антиоха». Упомянутый выше Кратер был одним «из первых друзей царя» (των πρώτων φίλων βαςιλέως ‘Αντιόχου). Ибо «друзья» [41] составляли Корпорацию. В процессии, открывавшей праздник в Дафне в 166 г. до н. э., за отрядом «соратников» (εταιροι) следовало подразделение «друзей» (φίλων σύνταγμα).119 В корпорации «друзей» существовало несколько градаций. При Селевкидах их было не менее четырех. Вначале шли просто «друзья царя»,120 затем «почетные друзья».121 Выше их были «первые друзья».122 Градация «первые и весьма почитаемые друзья»123 пока еще не обнаружена в селевкидских текстах.124 Но ее наличие в придворной иерархии царских дворов Азии125 позволяет почти с уверенностью заключить, что и этот класс «друзей» был представлен среди селевкидских сановников. Знаком отличия «друзей» служили македонские широкополые шляпы, окрашенные в пурпур,126 и пурпурные плащи. Латинские авторы охотно называют придворных эллинистического периода purpurati (одетые в пурпурную ткань).127 На фреске, найденной в Македонии, сохранилось изображение такого лица, «одетого в пурпур».128 Возможно, каждый разряд «друзей» имел свои особые знаки отличия, но ничего определенного мы об этом не знаем. В придворной иерархии была еще одна группа, стоявшая выше «друзей». Это были «родственники» царя.129 Титул «родственника» был персональным, συγγενής,130 не существовало корпорации «родственников». Это же относится и к званию «воспитателя» (τροφεύς)131 царя и его «однокашника».132 Допустимо, может быть, [42] предположение, что эти дна титула соответствовали двум категориям «родственников». Один был «родственником» царя как лицо, «воспитывавшее» его, другой — как человек, «воспитывавшийся вместе с ним». И действительно, спор о том, были ли эти два наименования только почетными титулами или обозначали определенные функции, теперь решен в пользу первого значения,133 по крайней мере для последних Селевкидов. Из одной надписи мы узнаем, что последний отпрыск ветви Деметрия II, Филипп II, который еще царствовал в Киликии во времена Помпея, присвоил одному из своих придворных титул σύντροφος — «однокашник».134 В то же время нам известно, что в царских письмах, адресованных «родственникам», последние именовались «братом»135 или «отцом».136 Напрашивается мысль, что эти два наименования можно соотнести с наличием среди придворных сановников, с одной стороны, «наставников» царя, с другой — его «однокашников». Хламида «родственника», как и «друзей», была из пурпурной ткани, но у родственников она еще закреплялась золотой застежкой,137 которая являлась отличительным признаком их сана.138 В только что упомянутой надписи «однокашник» получает золотую цепь. В Первой книге Маккавеев приведен случай, когда «родственнику» царя дается разрешение пить из золотых кубков.139 Трудно определить, идет ли здесь речь о чрезвычайных отличиях или обычных знаках отличия для «родственников».140 Отметим, что в одном эпизоде, включенном в греческую книгу Псевдо-Эздры,141 титул «родственника» связывается со следующими прерогативами: право носить пурпурное одеяние, пить из золотых кубков, носить золотую цепь, золотые браслеты, иметь золотое ложе, пурпурную тиару. Действие в еврейской сказке происходит при персидском [43] дворе, и перечисленные отличия являются персидскими (тиара и золотое ложе). Но следует учесть, что по крайней мере первые три отличия предоставлялись Селевкидами своим «родственникам».

Напомним, что отличительные знаки «родственников» и «друзей» предлагались им самим царем, а в других случаях он сам дарил своим сановникам пурпурное одеяние — эту придворную форму.142 Это обычай в такой же мере персидский, как и македонский. При лишении звания публично срывали это одеяние.143

Известен только один пример продвижения в этой иерархии. Это cursus honorum одного из Маккавеев — Ионатана. Осенью 152 г. до н. э. Александр Бала продвинул его в ранг «друга» и назначил первосвященником Иерусалима.144 В последнем качестве он получил от царя кроме пурпурного одеяния золотой венок145 и наименование «брата» царя. Спустя два года Ионатан возвысился до ранга «первых друзей».146 Еще через три года он получил «золотую пряжку» — знак отличия, дававшийся «родственникам» царя.147 Таким образом, он достиг высшей ступени среди сановников двора.

Но затем первосвященник изменил Александру Бале и принял сторону Деметрия II. Естественно, что дарованные ему почести должны были получить подтверждение нового властелина. Деметрий II вновь назначает Ионатана первосвященником, но из придворных званий жалует его лишь титулом «первого друга».148 Впоследствии Ионатан снова меняет позицию, и его в третий раз принимают в разряд «друзей» нового претендента — Антиоха VI.149 Полученные им в связи с этим прерогативы показывают, что он опять продвинулся в ранг «родственника». Царь разрешает Ионатану пить из золотых кубков, одеваться в пурпур и носить золотую застежку.

Вопрос о происхождении придворной иерархии эллинистического периода часто ставился, но до сих пор не получил удовлетворительного ответа. Если ограничиться только двором Селевкидов, то сопоставление сохранившихся текстов позволяет сделать следующие [44] два вывода: прежде всего очевидно, что институт «друзей царя» существовал с основания Сирийского царства, вернее, с момента, когда Селевк I стал главой армии и сатрапом Вавилонии. В этом Селевк следовал примеру Александра и македонских магнатов. Однако в достаточной степени сложная система придворных классов скорее всего появилась гораздо позднее и создавалась постепенно.

Первые прямые и бесспорные указания на применение придворных титулов появляются не ранее времени правления Селевка IV. Самое древнее, имеющееся в. нашем распоряжении свидетельство — это письмо Селевка IV, написанное в 186 г. до н. э. городу Селевкии в Пиерии в интересах одного из его сановников. К имени своего фаворита царь добавляет: «один из наших почтенных друзей».150

Примерно восьмьюдесятью годами ранее151 Антиох посылает сатрапу Мелеагру рекомендательное письмо для одного из своих сановников. Там сказано, что царь сделал этому придворному подарок, «ибо он наш друг и посвятил себя преданному служению нам».152 Однако ни это послание, ни современный ему декрет города Илиона в честь царского врача не содержат признаков существования придворных классов.153 Сохранились три более или менее определенных указания, позволяющие заключить, что организация придворной иерархии уже детально была разработана к концу III в. до н. э.

Деметрий из Скепсиса, который писал в первой половине II в. до н. э., рассказывает (согласно цитате у Афинея) следующий эпизод.154 На пиру у Антиоха III танцевали «друзья царя» и даже он сам. Когда пришел черед танцевать историку (Гегесианакту), он предпочел вместо этого прочесть свои сочинения. Его декламация понравилась царю, «он был почтен подарком и званием друга». Если я не ошибаюсь, этот рассказ определенно показывает, что существовало различие между простыми завсегдатаями двора и «друзьями» и что при Антиохе III последние уже представляли собой сословие. Ведь Деметрий говорит: τίνα των φίλων γενέσθαι — «стал одним из друзей». Карьера Гегесианакта, облеченного в 196 г. до н. э. дипломатической миссией первостепенной важности,155 должна была начаться по крайней мере в конце III в. до н. э.

Имеется еще два свидетельства о существовании категории «родственников» царя. В письме от 204 г. до н. э. Антиох III упоминает некоего Птолемея, «который состоит с нами в родстве».156 Употребленное в этой фразе описательное выражение, необычное для [45] греческого языка,157 позволяет предполагать, что простое слово «родственник» приобрело с этого времени при царском дворе значение придворного титула.158 И действительно, в другом послании того же царя, адресованном за два или три года до этого стратегу Зевксиду, адресат именуется «отцом».159 Таким образом, класс «родственников» и соответствующий список их существовали уже около 207 г. до н. э.

У нас отсутствуют данные, необходимые для того, чтобы точно датировать время появления почетной иерархии в промежутке примерно шестидесяти лет, отделяющих письмо Антиоха I Мелеагру от письма Антиоха III Зевксиду.

§ 4. Роль придворных. Греческий термин φίλοι («друзья») мы переводим словом «придворные». И действительно, специфическая особенность «друга» властелина — свободный доступ к последнему. Градации «друзей» варьировались некоторым образом в зависимости от степени близости с царем. Полибий, в передаче Тита Ливия, рассказывает о некоем Александре, который в 193 г. до н. э. «достиг такой степени дружбы с Антиохом III, что участвовал в тайных советах».160 Когда в надписях воздаются почести «друзьям» царя, то всегда на первом плане указывается на близость получающего почести лица с сувереном. Так, в декрете в честь Аристолоха, одного из «почтенных друзей» Селевка IV, говорится: «Послы, отправленные к царю, по возвращении сообщили о всех проявленных им в присутствии царя заботах, чтобы обеспечить успех их миссии».161 Другого придворного дельфийцы восхваляют за то, что он говорил и действовал перед царем Антиохом «в пользу их города и их святилища».162 Влияние «друга» чисто личное и не связано ни с какими его функциями в государстве или при дворе. Евдем из Селевкии на Каликадне163 удостаивается почестей от Кизика, Аргоса, Родоса, Беотийского союза, Византия, Халкедона, Лампсака; он помог родосским послам получить дары для их города от Антиоха IV, содействовал послам и гражданам Византия, обращавшимся к этому [46] царю, проявил добрую волю по отношению к городу Кизику и т. д. Однако он не был ни министром, ни полководцем Эпифана,164 а просто «другом царя Антиоха», который «находится при царе Антиохе». Он может оказывать содействие греческим городам в качестве человека, близкого к своему монарху.

И действительно, «друзья» — это «завсегдатаи властелина». Они, согласно обычаю, как говорит Полибий, появляются у него уже на рассвете165 и не покидают в течение дня.166 Они сопровождают его на войну и на охоту.167 Когда врач предписал Антиоху III утреннюю прогулку, «друзья» присутствовали при его выходе.168 Посидоний из Апамеи, знаменитый историк и стоик, порицает поведение Антиоха VIII, который часто выходил ночью, отправляясь на охоту на льва, леопарда и вепря с «двумя или тремя слугами», но «без ведома своих друзей».169 «Друзья» сопровождают царя во время бегства,170 разделяют с ним опасности. Во время мятежа в Мопсуесте был подожжен дворец, в результате чего погибли Селевк VI и его «друзья».171

Столь тесная связь между царем и его «друзьями» наиболее ярко проявилась, когда Александр Бала после победы стал преследовать «друзей» своего предшественника.172 «Друзья» действительно глубоко вовлечены в дела своего властелина. Во время войны они составляли его штаб.173 Общеизвестна знаменитая сцена, разыгравшаяся между Антиохом IV и Гаем Попилием Леной перед Александрией летом 168 г. до н. э.174 Римский представитель от имени сената потребовал, чтобы царь оставил Египет. Когда последний ответил, что «посоветуется с друзьями», Попилий палкой начертил вокруг него круг и потребовал дать окончательный ответ немедленно, не сходя с места. Это было не просто унижение, а явное нарушение органически присущего царской власти, хотя и неписаного закона, по которому монарх обо всех серьезных обстоятельствах сообщал своим «друзьям» и не принимал никакого важного решения, не спросив их мнения.175 В одном рескрипте Антиоха IV встречается [47] следующая формула: «После того как мы обсудили вопрос с друзьями, мы приняли решение».176

Таким образом, «друзья» — это больше чем простые придворные. Их связь с монархом более тесная. Царь выбирает их по своему усмотрению. Когда Антиоху III понравилось чтение стихов Гегесианакта из Александрии в Троаде, он включил его в число своих «друзей».177 Среди особо чтимых «друзей» Антиоха II были автор мимов и актер-пантомим.178 Однако ранг «друга» вовсе не предполагал личной привязанности. «Друзья» легко переходили от одного царского двора к другому. «Друзья» Деметрия Полиоркета после поражения их властелина поспешили предложить свои услуги Селевку I в надежде сохранить свое влияние при новом царе.179 Некий Александр из Акарнании оставил «дружбу» Филиппа V ради «более роскошного двора» Антиоха III.180 «Друзья» — это скорее компаньоны царя, разделявшие его судьбу, его товарищи по оружию, участники в разделе добычи. В декрете г. Илиона181 говорится, что Антиох I отвоевал отцовское наследие «прежде всего благодаря своим личным качествам, затем благодаря преданности своих друзей и войск». Самос восхваляет заслуги своего посла, выигравшего дело города перед Антиохом II, несмотря на противодействие влиятельнейших «друзей» этого царя; они были лично заинтересованы, так как выбрали для себя лакомые куски в оккупированных Селевкидами владениях граждан.182 В языке того времени царь, его «друзья» и войска взаимосвязаны.183 И действительно, «друзья» царя, φίλοι, являются прямыми наследниками εταιροι и φίλοι Селевка I,184 которые сами продолжают линию гетайров Александра и Филиппа185 и напоминают, к примеру, гетайров Термия,186 тирана Атарнея, умершего в 343 г. до н. э. Социологический феномен везде один и тот же. Главарь благодаря собственным достоинствам привязывает к себе группу преданных спутников и с их помощью властвует над территориями, завоеванными [48] «острием меча» или, как говорили греки, «копьем».187 Таким образом, чисто личный характер царской власти в эллинистический период очень четко проявляется также и в институте «друзей». Это люди, сопричастные к власти царя. Весьма показательны в этом плане два факта, мимоходом упоминаемые Полибием.188 Антиох IV израсходовал на празднества 166 г. до н. э. в Дафне не только вывезенную из Египта добычу, но и деньги, собранные его «друзьями». Предполагается, что последние в случае необходимости должны были помочь своему главе в его непредвиденных расходах. Точно так же Гермия, «везир» Антиоха III, предложил заплатить солдатам просроченное жалованье, если царь пообещает ему не брать с собой в поход иного «друга». Эти компаньоны царя управляют страной наряду с ним.189 Рассказывали, что Антиох VII однажды услышал, как человек из народа, не узнавший царя, сказал правду на его счет; глас народа упрекал царя за то, что он пренебрегает делами управления и чаще всего поручает их «порочным друзьям».190 Этот анекдот повторяется в популярных биографиях нескольких монархов. Но ассоциация царя и его «друзей» в этой истории характерна именно для эллинизма. Специфически эллинистическим является достопамятный факт, что единственный подданный, осмелившийся завладеть диадемой Селевкидов, Диодот Трифон, не был ни наместником, ни полководцем, он был только «в большом почете среди друзей царя».191 [49]


1 Diod., XXXI.16; Ρol., XXVI.1.1.

2 Diod., XXXIV.34.

3 Pol., V.56.7.

4 Ср. забавный эпизод, рассказанный Птолемеем VII (234 fr. 3 Jac. = Athen 438е): в общественной бане какой-то человек обратился к Антиоху IV со следующими словами: μακάριος ει, ω βασιλευ, <ως> πολυτελες οζεις — «Ты счастлив, царь, что источаешь аромат дорогих благовоний».

5 Plut. de garrul., 12: крестьянин приветствует Селевка II: υγιαίνε, ω βασιλευ Σέλευκε — «будь здоров, о царь Селевк».

6 Pol., XXI.6.5; XXIX.27.2.

7 Plut., de garrul., 12; Pol., XXIX.27.2.

8 Plut. de fratern. amor., 18 (Мог. 489b): Антиох Гиеракс, получив весть о смерти Селевка II.«снял пурпур, облачился в траурное одеяние и, заперев дворец, стал оплакивать брата».

9 Plut., там же. Liv., XXXV.15.6: в 193 г. до н. э., когда умер Антиох, сын Антиоха III.царь возвратился в Эфес; ibi per luctum regia clausa est... — «там в знак траура был закрыт царский дворец».

10 Liv., там же: «однако видимость глубокого траура в течение нескольких дней царила во дворце».

11 О светоче, который несли впереди царя, ср. W. Оttо. — επιτύμβιον. Η. Swoboda, с. 194.

12 Plut. Anton., 54: Антоний вывел Птолемея, сына Клеопатры, «в сапогах, македонском плаще и украшенной диадемою широкополой войлочной шляпе — это был наряд царей, преемников Александра».

13 Е. Bevan, II.с. 274.

14 Plut. Demet., 49: Селевк I.как только узнал о ночной атаке Деметрия, «приказал дать боевой сигнал, одновременно надевая сапоги».

15 I Macch., 6.15: και εδωκεν αυτω το διάδημα και την στολην αυτου και τον δακτύλιον — «И он (Антиох) дал ему (Филиппу) венец, и царскую одежду свою, и перстень».

16 Plut. Demet., 49: Селевк I появляется перед войсками Деметрия, το κράνος αποθέμενος — «сняв шлем». Ср. Polyaen, IV.9.3.

17 Pol., XXVI.1: Антиох IV часто появлялся, την βασιλικην αποθεμένος εσθητα — «сняв царское одеяние». Ср. Polyaen, IV.6; IV.17.

18 Plut. Moral., 184e; 508d.

19 Ср. G. Blum. — ВСН, 1915, с. 263.

20 Plut. Anton., 54 (ср. выше, примеч. 12): Plut. Demet., 41. На монетах, выпускавшихся Селевкидами, они всегда изображались с непокрытой головой. Но на монетах Трифона появляется шлем, увенчанный диадемой.

21 Е. Breccia. Diritto dinastico, 1902, с. 75.

22 Plut. Moral., 486a: «Антиохи же, Селевки, Грины и Кизикены, не сумевшие примириться со вторым после братьев местом и стремившиеся к пурпуру и диадеме, причинили много зла самим себе, друг другу и всей Азии».

23 См., например, OGIS, 248, стк. 10: Атталиды поддержали Антиоха IV войсками и деньгами και τωι διαδήματι μετα της αλλεδ χατασκευης κομεσαντες — «и украсили его диадемой и прочим (царским) убранством». Ср. Pol., IV.48.10; V.57.5; I Macch., 13.32; Diod., XXXI.16.2; Iustin., XXXIX.1.9; ср. J. Кеil. — Jalireshefte des Oesterr·. Instit. XXIX.c. 135.

24 Memnon, 12 (FHG, III.534): διάοημα περιθέμενος μετα λαμπρας δορυφορίας κατέβαινεν εις το στράτευμα — «надев диадему, с блестящей свитой телохранителей вышел к войску».

25 Plut. de garrul. 12 (Moral. 508d): «Селевк Каллиник, потеряв в битве с галатами все свое войско, сорвал с себя диадему».

26 I Macch., 6.15; App. Syr., 56: «...у Селевка... когда он стал царем, на печати был знак якоря». На сосудах, посвященных Гелиодором на Делосе, изображен якорь (Р. Roussel. — ВСН, XXXV, с. 434). Среди знаков отличия династии, по-видимому, не упоминается скипетр (ср. Breccia. Diritto dinastico, с. 78). Точно так же должность «хранитель печати», известная у Атталидов, пока не засвидетельствована у Селевкидов.

27 I Macch., 6.15 (см. выше, примеч. 15).

28 Ср., например, Plut. Moral. 184a: после предполагаемой смерти Селевка II «Антиох, сняв пурпурное одеяние, облачился в траур».

29 Ptolemaeus VII.234 fr. 3 Jac·: πολλάκις δε και πλεκτόν στέφανον ρόδων εχων επι της χεφαλης και χρυσουφη τήβενναν φορων μόνος ερέμβετο λίθους υπο μάλης εχων... — «...часто с венком из роз на голове, в шитой золотом тоге бродил один, неся за пазухой камни...»

30 I Macch., 11.46; Vita Philonidae. — Sitzungsber. Preuss. Akad., 1900, c. 947.

31 См., например, Strabo, XI.7.2, с. 508; XVI.1.4, с. 738.

32 См., например, Pol., X.27.9; Strabo, XV.3.2-3, с. 728.

33 Pol., XXXI.7.2; I Macch., 6.63; 10.68; 11.13; Strabo, XVI.2.5, с. 750. Ср. С. О. Mueller. Antiquitates Antiochenae, 1839, с. 52.

34 Ср. W. Оttо. Beiträge, с. 22.

35 Strabo, XVIII.1.5, с. 738.

36 Сumоnt. — CR Ас. Inscr., 1932, с. 24; Strabo, XV.3.2-3, с. 728.

37 Jos. Antt., XIII.368. Но ср. App. Syr., 69.

38 Strabo, XV.3.3, с. 728. Габы — это современный Исфахан (Еd. Meyer. Ursprung des Christentums, II.с. 220, примеч. 5).

39 Pol., X.31.5; Strabo, XI.7.2, с. 508.

40 Pol., Χ.27.9; ср. Strabo, XI.13.5, с. 524.

41 II Macch., 13.15; Plut. Demet., 50, 2; Pol., VIII.21.1; Iustin., XXXIX.1.6; Obsequens, 28. Деметрий I жил изолированно в замке. Jos. Antt., XIII.36: «в каком-то дворце с четырьмя башнями, который он воздвиг себе невдалеке от Антиохии».

42 Надпись из Суз (Сumont. — СП Ас. Inscr., 1932, с. 24): о επι της αυλης του βααιλέως — «начальник царского двора».

43 Ср. анекдот о лошади Антиоха Гиеракса (Phylarch., 81 fr. 49 Jac.; Plin., Ν. Η., VII.158; Aelian. Hist. anim. V.1.44; ср. Niese, II, c. 135, примеч. 1). Большие поездки царь совершал в колеснице (II Macch., 9.4). Заметим мимоходом, что жеребец Антиоха V одержал победу на Панафинеях: I G II 2, 2317, стк. 10.

44 Plut. Moral., 184с; Diod., XXXIV.34; ср. Plut. Demet., 50.

45 Pol., V.56.10; VIII.21.1.

46 Pol., V.56, 10 (ср. выше, примеч. 162).

47 Plut. Moral., 790a.

48 Liv., XXXV.16.1: (после смерти Антиоха, сына Антиоха III.царь уклонялся от переговоров с римскими послами), «Миннион извинился за царя, и обсуждение началось в его отсутствие». Ср. Pol., XXI.6.6.

49 Ср. Phylarch. 81 fr. 6 Jac. (=Athen. 438c).

50 Diod., XXXIV.2.

51 II Macch., 4.18; Ροsid. 87 fr. 21 Jac. = Athen. 540a.

52 Aelian. Var. hist., II.4: Антиох II, III, IV и VII; ср. Pol., XXXI.13.8 о Деметрии I.

53 Ρhуlаrсh. 81 fr. 6 Jac. (= Athen. 438с): εχρηματιζέ τε νήφων μεν βραχέα τελέως, μεθύων δε τα πολλά — «Он редко вершил государственные дола в трезвом виде, чаще же бывал пьян».

54 Ptolemaeus, VII.234 fr. 3 (=Atheri. 438d).

55 Posidon. 87 fr. 11 Jac. = Athen. 439e.

56 Ср. сходные анекдоты: Diod., XXXIII.9; Aurel. Viсt. de viris illustr., 54.

57 Cp. Posidon. 87 fr. 12 =Athen. 153a.

58 Ρosidоn. 87 fr. 9 Jac. = Athen. 540b; fr. 20 = Athen. 692d.

59 Athen. 211a.

60 Telles по Vаl. Μaxim. IX.1, extr. 4.

61 Athen. 405e; 432b.

62 Athen. 156c; cp. Αd. Wilhelm. Urkunden der dramatischeu Auffühnmgen, 1906, c. 56.

63 Protagori das. Hist., FHG IV.484 = Athen. 124d.

64 Polуb., fr. 154 (= Athen. 45b). Ср. Воuсhé-Lесlerсq, c. 92.

65 Сic., IV. Verr. 62.

66 Ptolemaeus, VII.234 fr. (см. выше, примеч. 4).

67 Pol., V.50.14: «Царь (Антиох III) был убежден, что Эпиген был убит по заслугам, придворные же подозревали, как это произошло в действительности...» App. Syr., 45; ср. Pol., V.40, 2; Jos. Antt., XII.215.

68 Ср. W. Оttо. Herodes, 1913, с. 87; Η. Berve. Das Alexanderreich Ι, 1926, с. 25; G. Corradi. — Studi ellenisticI.1929, с. 297. Ср. Pol., V.56.7: чтобы избавиться от своего министра Гермии, Антиох III симулировал недомогание и на несколько дней отпустил свою свиту — τήν μεν θεραπείαν απέλυσεν
επί τινας ημέρας.

69 См., например, Iustin., XXXIX.1.8; Athen. 124d.

70 Porphyr., 260 fr. 32, 20 Jac.; Liv., XXXV.15.4.

71 Pol., XXVI.1.1.

72 Athen. 124d.

73 Pol., XXVI.1.1 (Diod., XXIX.32).

74 Athen. 405e: αβυρταχοποιος παρα Σέλευκον εγενόμην. Виночерпий принца Деметрия (I): Pol., XXXI.21.9.

75 OGIS, 256: Κράτερον..., τον τροφέα Άντιόχου Φιλοπάτορος... γεγονότα δε και των πρώτων φίλων βασιλέως Άντιόχου και αρχίατρον και επι του κοιτωνος της Βασιλίσσης — «Кратера... бывшего воспитателя Антиоха Филопатора, одного ив первых друзей царя Антиоха, главного врача и камергера царицы».

76 I Macch., 6, 28; ср. Αd. Wilhelm. — «Anzeiger ād. Wiener Akademie», 1921, с. 82. Сumоnt. — CR Ac. Inscr-, 1932, 272 = SEG, VII.4: ο επι της αυλης. В одном текста упоминается чтец (αναγνωστής) при дворе Митридата Понтийского (Biographi graecI.ed. Westermaun, с. 328).

77 Антиох VI был убит по проискам своего опекуна Трифона; подкупленные врачи убили его во время операции, а народу солгали, будто он умер от каменной болезни (Liv. Epit., LV). Известны следующие врачи антиохийского двора: Эрасистрат при Антиохе II (?) (Beloch, IV.2, с. 564); Метродор при Антиохе I (OGIS, 220); Аполлофан при Антиохе III (Pol., V.56 и 58); Кратер при Антиохе VIII (см. выше, примеч. 75); Симон при Селевке I (Diоg. Laert., II.124). Об антиохийской медицинской школе ср. М. Wellmann. — «Hermes», 1930, с. 290.

78 Ср. G. CorradI.там же, с. 290.

79 Polyaen, VIII.50; Plut. Moral., 184a.

80 Ср. III Esdr., 3.4.

81 Pol., VIII.22.8: (Антиох), «отпустив свиту, оставался в своей палатке с двумя-тремя телохранителями, не смыкая глаз».

82 Ср. надпись парфянской эпохи, найденную в Сузах (Cumont. — CR Ас. Inscr., 1931, 234 = SEG, VII.6): οι εκ της μέσης εφημ[ερίας] Λυσίμαχον Άπολλοφάνου των σωματοφυλάκων — «Группа телохранителей, несущих дневную стражу (?), воздает почести Лисимаху, сыну Аполлофана...»

83 Hegesandr. — FHG, IV.416 = Athen. 19d: Антиох Ι τους Σωστράτου του αυλητου υιεις σωματοφύλακας επεποίητο — «сделал телохранителями сыновей флейтиста Сострата». Аристодем (Aristodem. — FHG, III.310.7 = Athen. 244 f) перечисляет таких прихлебателей: Сострат у царя Антиоха, горбун Евагор у Деметрия Полиоркета, Формион у Селевка.

84 См., например, А. Bouché-Leclercq. Histoire des Lagides, III, 1906, с. 113.

85 OGIS, 747: Πυθαγόρας Άριστάρχου σωματοφύλαξ — Пифагор, «сын Аристарха, соматофилакс». Ср. Cumont. — CR Ас. Inscr., 1930, 210.

86 См. выше, примеч. 81.

87 Curt. Ruf., VIII.6.6: «(эта когорта) была (у македонян) как бы питомником военачальников и наместников».

88 Pol., V.82.13: Антиох поставил во главе отряда (слонов) Минска, «бывшего ранее в числе приближенных к царю юношей (пажей)».

89 Pol., XXXI.3.17: в правление Антиоха IV в праздничной процессии в Дафне участвовало 600 βασιλικοι παιδες (пажей). Ср. G. CorradI.с. 296.ηγ

90 Pol., IV.87.4: των περι τας αυλας διατριβόντων.

91 Миста (Ρhуlаrсh., 81 fr. 30 Jac.=Athen. 597e; Polуаеn, VIII.61) и Huca (Ptolem., Megalop., 161 fr. 4 Jac. = Athen. 577f) при Селевке II; Антиохида, наложница Антиоха IV (II Macch., 4.30).

92 Фемисон, друг Антиоха II (Pytherm., 80 fr. 1 Jac. = Athen. 289F; Ρhуlаrсh., 81 fr. 6 Jac. = Athen., 438d = Ael., v. h., 2, 41), и Арист, брат Фемисона (Phylarch., там же).

93 Посидоний (Роsid., 87 fr. 23 Jac. = Athen. 246d) упоминает некоего Аполлония, бывшего прихлебателем Антиоха VIII (Άπολλώνιόν τινα... -παράσιτον γεγονότα). Аристодем (FHG, III.310 = Athen. 244f; 246a; см. выше, примеч. 83). Diod., XXXIV.34: «(Антиох IX) любил мимов, актеров и вообше всяких фокусников». Ср. также Hieron. in Daniel, II.37; Athen. 19d; 155b; 211b.

94 Ср. Е. Suhr. Sculptured Partraits of Greek Statesman, 1931, c. 156; Ε. Ρfuhl. — «Jahrbuch d. deutschen archäol. Instituts», 1930, c. 5. 13, 19. Из этих мастеров Плиний называет Артемона, Аристодема, Бриаксиса (ср. S. Rеinасh. Cultes, mythes et religions, II, с. 351), Ктесикла (Plin. Ν. Η.,
XXXIV.73, 86; XXXV.139). Ср. оформление мавзолея (вероятно, Аитиоха II) вблизи Эфеса (J. Кеil. — «Jahresheftc des Oesterr. Inst.», XXIX, Beiblatt, c. 107; XXX, Beiblatt, c. 175-193). Ср. описание праздника, данного Антиохом IV в Дафне (Рol., XXXI.3.13).

95 Эпикуреец Диоген из Селевкии последовательно пользовался милостью Деметрия I, Александра Балы и Антиоха VI (Athen. 221a).

96 W. Gröuert. — Sitzurigsber. Preuss. Akad., 1900, с. 947, и «Jahreshefte d. Oesterreich. Archäolog. Instituts», 1907, c. 145.

97 Jacoby, Fr. Gr. Η, № 164; Durrbасh, с. 54.

98 Biographi Graeci (ed. Westermann), с. 54, 58.

99 Beloch, IV.2, с. 584.

100 Biographi graeci (ed. Westermann), c. 86; Suda, s. ν. Σιμωνίδης: γέγραφε τας Άντιόχου του Μεγάλου πράξεις και την προς Γαλατάς μάχεν — «описал деяния Антиоха Великого и битву с галатами». Ср. А. Momigliano. — «Bollet. filol. class.», XXXVI, с. 152. Эпический поэт Клеомед при дворе Деметрия I (W. Crönert. — Jahresh. d. Oreterr. Areh. Inst., 1907, c. 147).

101 Lucian. de imagin., 6.

102 Ср. анекдот, приведенный у Фотия, с. 150 (Bekkor). О писателях при дворе Селевкидов ср. F. Susemihl. Geschichte der griechischcn Literatur in der Alexandriner Zeit, 1891, Index, s. v. Antiochus, Seleucus, Stratonice. Список авторов, уроженцев Вавилонии, составлен Р. Perdrizet. — Rev.
Hist Relig., CV, 1932, с. 229. Ср. J. Вidez. — «Mélanges Capart», 1935, c. 41.

103 Galen., XIV.183, 201, ed. Kuhn; Ρlin. N. H., XX.264; R. Herzog. Koische Forschungen und Funde, 1899, c. 203. О сочинении Архибия, которос автор посвятил «царю Антиоху» (Plin. N. Н., XVIII.294), ср. Wellmann. — НЕ, II.стб. 466.

104 Plin., N. Н., II.167; V.49, 86; VI.58, 63, 147; ср. XVI.135. Ср. F. Gisingеr. — RE, Suppl., VI.стб. 603; Schol. Lycophr., 1374: (Орест бежит из Тавриды) «застигнутые бурей, они были занесены в области, ныне называемые Селевкийскими и Антиохийскими, и к горе Меланион». Ср. M. Cary, Е. Warmington. Les explorateurs de l'antiquité, 1932, с. 215.

105 Plin., N. H., VI.31.

106 Plin., Ν. Η., XVI. 135. Ср. Rostovzeff. — САН, VII, с. 176.

107 Diоg. Lаеrt., V.67: «(Ликон) был другом и Евмена и Аттала, которые всячески поддерживали его; Антиох также пытался приблизить его, но безуспешно».

108 Crönert. — Jahresh. d. Oesterr. Arch. Inst., 1907, c. 145.

109 Crönert, там же, с. 147.

110 Athen. 211а: (эпикуреец Диоген из Селевкии был в милости у Александра Балы) «царь принимал его, хотя сам увлекался учением стоиков».

111 Ηegesаndr. — FHG, III.421 = Athen. 652f. Это, возможно, был Биндусара, отец знаменитого Ашоки (W. W. Tarn. Antigonos Gonatas, 1913, с. 337), или Амитрохат (Droysen, III, с. 340).

112 G. Corradi, с. 318. Формулу φίλοι του βασιλέοις («друзья царя») см., например, у Полибия (XXXI.11.2).

113 Welles, II, стк. 12: Антиох I жалует помостье Аристодикиду, δια το φίλον οντα ημέτερον... — ибо он «наш друг...». Welles, 45 = ВСН, 1933, с. 6: декрет города Селевкии 186 г. до н. э.: επει παρα του βασιλέως απεδόθη πρόσταγμα περί Άριστολόχου των τιμωμένων φίλων παρ' αυτωι — «так как от царя было передано предписание относительно Аристолоха, одного из почтенных его друзей».

114 OGIS, 256: Κράτερον... τον τροφέα ‘Αντιόχου Φιλοπάτορος... γεγονότα δε και των πρώτων φίλων βασιλέως ‘Αντιόχου — «Кратера... воспитателя Антиоха Филопатора... бывшего в числе „первых друзой" царя Антиоха...» (ср. Porphyr., 260 fr. 32, 20 Jac.). Кратер этот был евнухом и сопровождал
своего воспитанника в Кизик, когда Деметрий II занял Сирию.

115 Liv., XXXVII.44.6: «(Антиох III), когда услышал, что сын его Селевк и некоторые из друзей продвинулись к Апамее, то и сам... направился туда»; ср. App. Syr., 36.

116 Welles, 22: Селевк пишет Милету: παραθέντων ημιν τωμ πατριχων φίλων — «так как отцовские друзья предложили нам...»

117 Ср. Diod., XXXIV.3: «(Аттал III), заподозрив самых влиятельных из отцовских друзей в том, что они злоумышляют против него, решил, что следует избавиться от всех».

118 I Macch., 10.65; «и царь прославил его и вписал в число первых друзей».

119 Pol., XXXI.3.7.

120 См., например, Pol., XXXI.3.26; I Macch., 7.8; Jos. Antt., XIII.225.

121 Welles, 45 = ВСН, 1933, с. 6 (см. выше, примеч. 113).

122 Των πρωτιών φίλων — «из первых друзей»; см., например, OGIS, 255; OGIS, 256; ВСН, 1908, с. 431; I Macch., 10.60; 11.27; II Macch., 8.9; Liv., XXXV.15.7. Тит Ливий однажды употребляет выражение princeps amicorum; это перевод των πρώτων φίλων Полибия («из первых друзей»). Латинская версия книги Маккавеев передает греческую формулу (I Macch., 11.27) таким же образом. О тождестве выражения των πρώτων φίλων «из первых друзей» с формулой πρώτος φίλος — «первый друг»; ср. Ad. Wilhelm. Neue Beiträge, VI, с. 38. О титуле «первые друзья» ср. А. Моmiglianо. — «Atbenaeum», 1933, с. 140.

123 Των πρώτων και προτιμωμένων φίλων.

124 Выражение, встречающееся в одной самосской надписи (SEG, I.366): των ενδοξότατων φίλων — «самые знаменитые друзья», которое имеется и у Тита Ливия (XXXIII.41.8: insignes amici), по-видимому, не было официальным обозначением.

125 Μ. Holleaux. — ВСН, 1933, с. 33.

126 Plut. Eumen., 8; Iustin., XII.39.

127 Liv., XXXIII.8.8; XXXVII.23.7; XLV.32.3. Cp. Liv., XXX.42.6.

128 Р. Couissin. Institutions militaires et navales, табл. 1.

129 Corradi, c. 281.

130 II Macch., 11.12 (и I Macch., 3.32): «Лисий, опекун и родственник царя, наместник царский...» OGIS, 259: Βιθος Θρασέου ο συγγενης καί ειστολογράφος — «Вифис, сын Фрасея, родственник и секретарь».

131 OGIS, 256 (см. выше, примеч. 114). Ср. Pol., XXXI.20.3: Диодор, «педагог» Деметрия (I), и Wеllеs. — «Yale Classical Stud.», V, с. 126, примеч. 21.

132 Филипп при Антиохе III (Ροl., V.82.8); Филипп при Антиохе IV (II Macch., 9.29); Гелиодор при Селевке IV (OGIS, 247); Аполлоний при Деметрии I (Pol., XXXI.13.2); Гермий при Филиппе II (см. нижа, примеч. 134).

133 Само собой разумеется, что титулованное лицо могло действительно быть наставником (см. выше, примеч. 114) или товарищем принца. В таком именно смысле это следует понимать в I Macch., 1.6: «(Александр) призвал знатных помощников своих, которые были в юности его однокашниками».

134 J. Keil, Ad. Welhelm. Monumenta Asiae Minoris antiqua, III.64, № 62: [Βασιλεο]ς Φίλιππος [υιος βα]σιλέως Φιλίπ[που] Φιλορώμαιος Έρ[μίαν] Μίμμιος... κ[α]ί φονεύσαντα της φρουρας δύο και τον τύραννον ανδραγαθίας καί εχρημάτισεν σύντροφον. «Царь Филипп, сын царя Филиппа, Филоримлянин, Гермию, сына Миммия... убившего двух стражей и тирана... провозгласил однокашником».

135 II Macch., 11.22: «Царь Антиох (V) приветствует брата Лисия».

136 Jos. Antt., XII.148: «Царь Антиох приветствует Зевксида, „отца"». I Macch., 11.32; ср. Ρlut. Lucull., 22.2: Деметрий I назвал римских сенаторов своими «отцами», а их сыновей — «братьями» (Pol., XXXI.12.5).

137 I Macch., 10.89. Ср. Ad. Wilhelm. — Jahresh. d. Oesterr. Inst., 1914, c. 38.

138 Он, возможно, носил также кольцо с портретом принца. Ср. Н. Willrich. — «Klio», 1909, с. 416; R. Zahn. — Anatolian Studies presented to W. M. Ramsey, 1922, c. 465; Allote de la Fuye. — «Revue d'Assyriologie», 1927, c. 131.

139 I Macch., 10.89.

140 Так, философ Диоген получает от Александра Балы в качестве знаков отличия пурпурную тунику и золотой венок (Athen. 211b. Ср. L. Rоbеrt. — ВСН, 1930, с. 262).

141 III Esdr., 4.22; 6.8.

142 I Macch., 10.62: «и повелел царь — и сняли с Ионатана одежды его, и облекли в пурпур». Wеllеs, 45 = ВСН, 1933, с. 6: Селевк IV чествует одного из своих придворных, воздвигая ему статую.

143 II Macch., 4.38: «(Антиох IV наказывает Андроника), сорвав с него пурпурное одеяние и порвав хитон».

144 I Macch., 10.20: «и ныне мы ставим тебя первосвященником народа твоего, и ты будешь именоваться другом царя».

145 См. также I Macch., 8.14. Титул «брата» см. также в I Macch., 11.30.

146 I Macch., 10.65: καί εγραψεν αυτον των πρώτων φίλων — «и вписал его в число первых друзей».

147 I Macch., 10.89: «И послал ему золотую пряжку, какая по обычаю давалась царским родственникам». Нет никаких оснований делать отсюда вывод, будто Ионатан был включен в число ομότιμοι τοις συγγένεαι — «равных родственникам по положению» (Н. Willrich. — «Klio», 1909, с. 418), даже если допустить, что такое сословие существовало в Сирии.

148 I Macch., 11.27: «и утвердил за ним первосвященство и другие почетные отличия, которые он прежде имел, и включил его в число первых друзей своих».

149 I Macch., 11.58: «И дал ему право пить из золотых сосудов, и носить пурпур, и иметь золотую пряжку».

150 Welles, 45: Άριστόλοχον των τιμωμένων φίλων.

151 Welles, 10. Относительно даты документа ср. Welles, с. 64.

152 См. выше, примеч. 113.

153 OGIS, 220.

154 Athen. 155b: «у Антиоха (III)... во время трапез в лагере танцевали не только друзья царя, но и он сам. Когда же очередь танцевать дотла до Гегесианакта... он (прочитав свое сочинение) так понравился царю, что удостоился подарка и был включен в число „друзей"».

155 Ρol., XVIII.47.

156 Welles, 36, СТК. 20: [Βερ]ενίκη, η Πτολεμαίου του Λυσιμάχου του [...] οντος ήμιν χατα συγγένειαν θυγάτη[ρ] — «Береника, дочь Птолемея, сына Лисимаха, состоящего в родстве с нами».

157 Относительно чтения ср. Welles, ad loc.

158 Таково предположение Ад. Вильгельма, приведенное в OGIS, 224, примеч. 15.

159 Jos. Antt., XII.148 (см. выше, примеч. 136).

160 Liv., XXXV.18.1: «Акарнанец Александр был членом совета; он некогда был другом Филиппа, затем, покинув его, последовал к более богатому царскому двору Антиоха, и, поскольку опытен был в делах Греции, неплохо знал и римские порядки, он достиг такой степени дружбы с царем, что принимал участие даже в тайных советах».

161 Welles, 45: οι πεμφθέντε; πρεσβευταί προς τον βασιλέα... επαναγαγόντες απήγγειλαν ην [προ]σηνέγκατο σπουδην επι του βασιλέως περι ων ετύγχαναν απεσταλμένοι. Cp. Welles, 22: «отцовские друзья» Селевка II подтверждают ему традиционную преданность города Милета.

162 OGIS, 241 (ср. G. Daux. Delphes аи IIe et au Ier siécle, 1936, с. 512): «и со всяческим усердием помогает дельфийцам, приезжающим к царю Антиоху... и словом и делом поспешествует перед царем... интересам дельфийского святилища и дельфийского полиса».

163 Michel, 535 = Syll.3, 644; Ad. Wilhem. — Jahrcsh. Oesterj·, Inst., 1915, Beibl. 1.1.

164 Ср. Μ. Holleaux. — REG, 1933, с. 14, примеч. 2. То же можно сказать о Дикеархе, которому дельфийцы воздают почести при Антиохе IV (см. выше, примеч. 162), и о Менелае, восхваляемом в декрете Калимны (OGIS, 243).

165 Pol., VIII.23.1: «когда на рассвете друзья царя стали собираться по обычаю в его палатку...»

166 См., например, Pol., V.83.1; Liv., XXXIII.41.9.

167 Plut. Moral., 184d.

168 Ροl., V.56.10: «По совету врачей Антиох с раннего утра совершал прогулки на свежем воздухе; к назначенному времени явился Термин, а вместе с ним и участвовавшие в заговоре царские друзья».

169 Diod., XXXIV.14.

170 См., например, Plut. Moral., 508d.

171 Jos. Antt., XIII.368.

172 Liv. Epit., L.

173 Diоd., XXXIV.1.16.

174 Pol., XXIX.11.

175 См., например, Pol., V.58.2; VIII.23.1; Ρоsid., 87 fr. 109 Jac.; I Macch., 6, 28; Diod., XXXIV.16; Jos. Antt., XII.149; Liv., XXXV.17; Iustin., XXXI.4.

176 Jоs. Antt., XII.263 (письмо Антиоха IV): «так как их (самаритян) послы на совещании, которое я устроил с моими друзьями, подтвердили...»

177 Athen. 155а (см. выше, примеч. 154).

178 Athen. 19с.

179 Plut. Demet., 50: «сперва немногие, а затем чуть ли не все его друзья наперебой устремились к Деметрию в надежде, что он скоро сделается первым человеком при Селевке».

180 См. выше, примеч. 160. Антиох пытался пригласить философа Ликона, который был «другом» при пергамском дворе (Diоg. Laert., V.4.67).

181 OGIS, 219, СТК. 15: κατεσκεύασεν και τα πράγματα και τημ βασιλείαν εις μείζω... μάλιστα μεν δια την ιδίαν αρετην, ειτα και δια την τωμ φίλων και των δυνάμεων ευνοιαν. Ср. стк. 24 (и 45): молитвы за царя, царицу, και τωμ φίλων και των δυνάμεων (за друзей и войска).

182 SEG, I.366 (ср. Ad. Wilhelm. — «Anzeiger der Wiener Akad.», 1924, c. 109.

183 См., например, Welles, 6, 6; I. v. Magnesia, 86.17; Pol., V.50.9.

184 Plut. Demet., 49; Diod., XIX.56.3.

185 Ср. F. Hampl. Der König der Makedonen. Lpz., 1934, c. 66.

186 Michel. 121 = Syll3, 229.

187 Это отличает «друзей» οτ ιδιοξένοι., т. е. «друзей» монарха в городах, не зависимых от его державы (Iustin., XXXV.2.1; Pol., V.74.5; Ascon. ad Cic. in Pison. 12; Welles, c. 339).

188 Ρol., XXXI.4, 9: «(Гермия) обещал уплатить все жалованье воинам, если только царь согласится с ним и Эпиген не пойдет с ними в поход».

189 I Macch., 6.61: «и принес им клятву царь и начальники». Подданные приносят дары «царям и их друзьям» — I Macch., 10.60: «и одарил их (Ионатан Александра Балу и Птолемея VI) и их друзей серебром и золотом».

190 Plut. Moral., 184e: (царь, отставший во время охоты от друзей и слуг, зашел в хижину бедных людей. Неузнанный ими) «он во время трапезы навел разговор на царя и услышал в ответ, что тот, в общем, человек неплохой, но не уделяет должного внимания делам, доверяя большую часть их негодным друзьям; а из-за чрезмерного увлечения охотой часто пренебрегает делами первой необходимости».

191 Diod., ΧΧΧΙII.4а: «Диодот, по прозвищу Трифон, пользующийся большим почетом среди друзей царя». Однако Аппиан (App. Syr., 68) называет его «царским рабом».

 

Сайт создан в системе uCoz